Сложным термином «дислексия» обозначают неврологическое расстройство, которое возникает у детей. Ведь что такое дислексия? Это, говоря простым языком, неспособность читать и писать. Больные дислексией дети не могут быстро и правильно распознавать слова, у них возникают трудности с правописанием. Дефицит читательского опыта и словаря являются вторичными признаками дислексии. Само слово «дислексия» для обозначения речевых расстройств предложил немецкий профессор Рудольф Берлин в 1887 году.
Многие ошибочно считают, что дислексия является признаком слабоумия или недостатка интеллекта, а также сопровождает нарушения зрения или слуха. Это не так. Дети, больные дислексией, в будущем вполне могут адаптироваться в обществе, получить образование и даже стать знаменитыми.
Узнайте как помочь ребёнку развить интеллект и не травмировать его психику.Кроме того, вам будет интересно узнать из нашей статьи какая реакция должна быть у родителей на детскую истерику.
Дислексия не помешала Альберту Эйнштейну стать гениальным ученым, а Киану Ривзу – голливудской звездой. Дислексией страдали в детстве Шер и Кира Найтли, но будучи целеустремленными, они смогли добиться успеха. К сожалению, в советских школах дислексию часто путали с безграмотностью, не понимая, что главной причиной ее являются нарушения в работе головного мозга ребенка, и помочь такому ребенку можно, скорректировав обучение.
Виды дислексии
Причины и виды дислексии бывают разными. Узнав, что стало причиной дислексии, какой конкретно ее вид присутствует у ребенка, можно успешно бороться с ней. Чем раньше будет начато лечение, тем лучше прогнозы.
- Дислексия травмы. Один из самых редких видов. Возникает вследствие травмы головы. Кстати, первый описанный случай дислексии встречается в трудах Плиния (30 год нашей эры), который связал потерю навыка чтения с ударом по голове.
- Дислексия первичная. Это наследственный вид дислексии, который более характерен для мальчиков. И если на вопрос «что такое дислексия», медицина отвечает в общих чертах: это расстройство чтения или письма, то дислексию первичную часто относят к дисфункциям. Примерно до 4 класса общеобразовательной школы дети не могут читать и писать, не понимают устную речь.
- Дислексия вторичная. Этот вид дислексии неврологи связывают с развитием ребенка во внутриутробном развитии.
- Дисграфия. Некоторые родители, не сведущие в вопросах неврологических расстройств, считают дисграфию отдельным нарушением, при котором наблюдаются значительные трудности с написанием букв. Но если разобраться, что такое дислексия и дисграфия, становится понятно, что дисграфия является одним из видов дислексии.
Дислексия влияет на самые разные функции. Есть дислексия визуальная, которая имеет в основе численную и буквенную непоследовательность, аудиторная, связанная с трудностями распознавания букв и звуков. В логопедии встречает другая классификация дислексии:
- фонематическая (искажение звукослоговой структуры слова, побуквенное чтение);
- аграмматическая (неправильное произношение суффиксов, префиксов, окончаний);
- семантическая (механическое чтение без осознания смысла прочитанного);
- мнестическая (ребенок не запоминает, какая буква какому звуку соответствует).
Как распознать дислексию у малыша?
Такие расстройства, как дислексия и дисграфия, можно (и нужно!) распознавать еще в детстве. В дошкольном возрасте обращайте внимание на речь ребенка. Если он поздно заговорил, ему сложно учить новые слова, он не понимает, что такое рифма, обратитесь за консультацией к логопеду. Для детей школьного возраста характерны следующие признаки дислексии:
- медленное чтение,
- невозможность выучить иностранные слова,
- проблемы с произношением незнакомых слов,
- трудности с запоминанием порядка и последовательности,
- сложности в понимании услышанного.
Можно ли вылечить дислексию?
Любой опытный психолог знает, что дислексия у детей поддается грамотной корректировке. Вылечить заболевание головного мозга, которое привело к данному нарушению, невозможно. Но с самой дислексией нужно бороться. Когда у ребенка дислексия, что делать родителям? Учиться вместе с ребенком.
Родителям, в семье которых растет ребенок с дислексией, нужно больше заниматься с маленьким гением. А то, что дети-дислектики, обделенные речевым слухом, имеют творческие способности, доказано. У ребят имеются таланты, которые нужно развивать.
Для таких детей существуют отдельные группы и образовательные программы, где упор делается на другие органы чувств: осязание, зрение, слух. Дислектиков в школе часто дразнят, обижают. Справиться с обидчиками поможет развитие в себе уверенности и повышение самооценки. Чтобы ребенок не замкнулся в себе и не стал избегать школьных занятий, родителям придется сотрудничать со школьными педагогами и психологами, объясняя ребенку, что дислексия – это не «тупость» или «ненормальность», а особенность развития.