Один из самых лучших советов о распоряжении деньгами, который мне доводилось когда-либо слышать, звучал так: «Что-то отдавай, что-то откладывай, а оставшееся проживай с радостью».
В наше кризисное время этот совет может показаться странным. Трудно радоваться, когда бюджет трещит по швам. И, тем не менее, даже в семье с самым скромным доходом можно жить достойно, если понимать и, что гораздо важнее, применять несколько важных принципов составления семейного бюджета. Смотрим на нашу зарплату и делим ее на три части в соответствии со следующими принципами:
Принцип 1. Отдавай
«Блаженнее давать, нежели принимать». Кто-то может не согласиться с этим. Но если мы оглянемся вокруг, то увидим очень много людей, которым на самом деле гораздо хуже, чем нам. Вместо того чтобы сосредотачиваться на том, как мало у нас осталось или не хватает, давайте подумаем о том, как мы можем помочь людям вокруг нас. Некоторые люди считают, что благотворительность следует оставить до лучших времен, но, как правило, когда лучшие времена наступают, у них находятся другие отговорки. Я не призываю вас отдавать все или тратиться на тех, кто реально не желает работать и обеспечивать себя сам. Я говорю о тех, кто действительно нуждается. Стоит жертвовать только на благородные цели.
Неважно, сколько вы дадите, важно с каким отношением и сердцем. Вы можете пожертвовать не только деньги, но и одежду, которая мала или просто разонравилась, детские игрушки, если ваши дети выросли, наконец, свое время или знания. На самом деле у нас есть гораздо больше, чем мы думаем.
Давать стоит не спонтанно, а планомерно и продуманно, как часть нашего бюджета.
Это поможет нам по-другому, более позитивно взглянуть на нашу ситуацию и помочь, конечно же, другим. «Давайте – и дастся вам».
Принцип 2. Откладывай
Все сбережения можно разделить на две категории: на черный день и на светлое будущее.
Сбережения на черный день необходимы как своеобразный буфер в быстроменяющейся обстановке. Это неприкосновенный, стратегический запас семьи, который медленно, но верно пополняется, и может быть использован в случае крайней необходимости, несчастного случая или непредвиденных расходов.
Сбережения на «светлое будущее» – это финансы, которые семья откладывает с дальним прицелом. Например: на обучение ребенка, приобретение жилья, автомобиля, пенсионный фонд и т.д. В этом случае разумно инвестировать эти деньги в ценные бумаги, депозиты и т.п.
Никто из нас не может предсказать будущего, и поэтому, если вы еще не начали откладывать деньги, вам стоит начать прямо сейчас. Хотя бы 10% вашего дохода. Исходя из ваших возможностей, а не из того, что вам хотелось бы. Произведите нехитрые расчеты: помножьте сумму, которую вы можете отложить, на тот срок (в месяцах), который вы предполагаете делать сбережения. Учтите проценты, которые набегают в случае, если вы инвестируете деньги, а не просто будете хранить их в чулке. Чем раньше вы начнете, тем больше сумма у вас будет в момент, когда она вам действительно понадобится.
Принцип 3. Проживай с радостью
Нам надо научиться «выжимать» максимальное количество радости из каждого рубля.
Если вы никогда не составляли бюджета, самое время научиться это делать.
- Возьмите лист бумаги и озаглавьте его «Доход семьи». Ниже проставьте конкретную цифру в рублях или другой национальной валюте соответственно. Разделите лист на две колонки: «Фиксированные расходы» и «Другие расходы».
- Фиксированные расходы – это те счета за коммунальные услуги, свет, телефон и так далее, которые вам точно придется заплатить. Вы можете примерно предсказать, сколько это будет вам стоить. Во вторую колонку входят такие категории, как еда, одежда, развлечения, транспорт, почтовые расходы, карманные расходы и т.д. Постарайтесь не создавать слишком много или мало категорий. Система лучше всего работает, когда у вас есть около 10 категорий. Более продвинутые могут сделать то же самое, используя простейшие компьютерные программы.
- Распределите оставшиеся деньги по категориям. Вы можете разложить их по отдельным конвертам, соответствующим каждой категории. Только такую сумму вы можете потратить на соответствующие нужды. Если вы пользуетесь кредиткой, то, совершив очередную покупку или оплатив счет, вы делаете соответственную запись, чтобы не забыть.
- Составить бюджет легче, чем его придерживаться. И на первых порах вам придется нелегко. Но не сдавайтесь, попробуйте жить по бюджету хотя бы полгода. И потом это войдет в привычку. Вы увидите, что можете контролировать ваши финансы и при этом радоваться. И никаким кризисом вас не напугать.