Жизнь каждого современного человека расписана, кажется, по минутам. Темп ее настолько велик, что мы уже не можем как раньше сначала учиться, работать, потом заводить семью, детей и так далее. Нет! Молодому, да и не очень человеку приходится делать все вместе. Естественно, времени на все не хватает. Но, если задуматься, времени у всех нас одинаково – 24 часа в сутки.
Так почему же одни, кажется, с легкостью справляются с нагрузками, как бы жонглируя всеми делами одновременно, когда другие пытаются успеть хоть что-то. Ответ, наверное, прост. Те первые, успешные люди, умеют управлять временем. «Как же можно им управлять?» – может мелькнуть мысль. Естественно, самим течением времени управлять мы не можем, но можем сами решать, что нам делать в тот или иной промежуток времени. И для этого даже придумана специальная система под названием тайм-менеджмент. В нашей стране, к сожалению, она появилась сравнительно недавно (наверное, мешает великий русский авось), но, тем не менее, захватывает мысли все большего количества людей. Много российских и зарубежных авторов писали об управлении временем, но все рекомендации можно свести к нескольким пунктам:
- Целеполагание. Это означает, что, прежде чем начать хвататься за много дел сразу, надо выяснить одну важную вещь – свои цели. Это, пожалуй, самое главное, ведь, не имея целей, мы не знаем, куда двигаться, и поэтому любое направление движения будет одинаково неверным. Поэтому стоит уделить часок тому, чтобы забраться в кресло с чашкой чая и подумать, чего же вы хотите достичь в жизни. Потом надо решить, что для этого вы можете сделать в этом году, а что – прямо сегодня. То есть составить план. И в итоге, взглянув на список целей, вы поймете, что много времени тратите на дела, которые вам и не нужны совсем, а времени отнимают массу.
- Расстановка приоритетов. Естественно, в любой день надо сделать много всяких дел, но, тем не менее, редко выпадает денек, когда все-все-все успевается. И надо в самом начале дня решить, какие из ваших дел необходимо сделать обязательно, а какие могут и подождать. И начинать, естественно, с более важных дел. Расстановка приоритетов поможет вам держать в обозрении наиболее значительные проекты, а в свободные минутки заниматься всем остальным. В итоге стресс снимается, голова прочищается и работает лучше, человек успевает больше.
- Планирование. Оно бывает двух видов: жесткое и гибкое. Большинству людей подходит гибкое планирование, когда в ежедневник вносятся дела, привязанные к определенному времени, а в сторонке пишутся остальные дела. После того как все важные и не очень дела записаны, зрительно начинает вырисовываться примерная картина дня, в котором вы сами можете решать, когда и что делать. Некоторые дела можно совместить, некоторые делаются всего за пару минут. Гибкий график хорош тем, что можно достаточно быстро реагировать на изменяющиеся условия без значительного ущерба запланированному. Жесткое планирование означает, что весь день расписан от начала до конца, любое дело привязано к определенному времени. Это грозит тем, что, случись непредвиденное обстоятельство, весь план дня развалится, словно карточный домик. Жесткое планирование очень подходит для расстановки целей на год или на 5 лет. Гораздо удобнее большие планы привязывать к определенному месяцу, так они никогда не забудутся и не потеряются в толчее других дел.
Как видно из всего сказанного, планирование времени не такая уж сложная штука, как может показаться на первый взгляд, и каждому это под силу. Кроме того, при виде списка целей и шагов, которые вы делаете каждый день, растет чувство уверенности в себе и своих действиях, а также вы становитесь не в пример счастливее, зная, что исполняете свою мечту.