Оглавление:
- Почему нужно вести читательский дневник?
- Как оформить читательский дневник в 1 класс?
- Как оформить читательский дневник ученика 2 класса?
- Как оформлять читательский дневник в 3 классе?
- Электронный читательский дневник
- Как правильно читать книгу?
Одной из основных задач младшего школьника является развитие техники чтения. От того, как и сколько ребенок будет читать, зависит очень многое: как будет формироваться его личность, способность к обучению, отношение малыша к учителю, друзьям и к себе.
Привить хорошее отношение к чтению, помочь ребенку достичь хороших результатов в овладении техникой чтения — задача каждого родителя и педагога. А когда малыш много читает, неплохо было бы подумать о такой полезной вещи, как читательский дневник.
Как правило, по окончании учебного года все учащиеся получают списки произведений, которые нужно прочитать летом. Часто учителя требуют, чтобы школьники записывали прочитанное в читательские дневники. Поскольку ребята, в предвкушении летних каникул и свободы от обучения, не имеют особого желания заниматься еще и летом, задача родителей — проконтролировать этот процесс. Речь идет не о назидательном тотальном контроле, а о дружеской помощи ребенку в оформлении и ведении на первых порах такого дневника.
Почему нужно вести читательский дневник?
Когда ребенок читает произведение, необходимо, чтобы он вынес из него основную мысль, узнал для себя что-то новое. А когда в школе будут проводиться викторины и конкурсы, он быстрее вспомнит то, что когда-то было прочитано. Если книга прочитана и забыта, значит, ребенок прочитал ее впустую.
Цель ведения дневника — научиться делать выводы, лучше запоминать и понимать произведение.
Многие родители учеников младшего школьного возраста отмечают, что, если в 1 и 2 классах дети затруднялись с анализом текста и могли вести дневник только с помощью старших, то к 3 классу эта проблема полностью пропадает.
Как оформить читательский дневник в 1 класс?
Для учеников 1 и 2 классов при оформлении дневника можно выделить всего четыре графы:
- «Название произведения»
- «Автор»
- «Главные герои»
- «Описание» — очень краткое, буквально в 1-3 предложения описание того, о чем было прочитано.
Если малыш любит рисовать, неплохо было бы делать иллюстрации к прочитанным книгам. В интернете вы найдете массу примеров, как можно оформить читательский дневник для учащихся 1 и 2 класса. Образец оформления можно выбирать по своему желанию.
Для первоклашек есть определенные рекомендации, как оформить читательский дневник в 1 классе, например, рекомендуется вклеивать или рисовать картинки из произведений. Если малыш не умеет красиво рисовать, это очень хорошая возможность научить ребенка рисовать поэтапно или же можно воспользоваться копировальной бумагой. Только обязательно покажите ему, как следует правильно нею пользоваться, чтобы не испортить книгу или журнал, откуда будете копировать. Обычно дети любят процесс копирования картинок: рисовал как бы сам, а получается, как у взрослого!
Отличным вариантом будет распечатать страницы для дневника и собрать их в скоросшиватель. В таком случае малыш сможет писать от руки на готовых страницах. Можно на каждой странице оставить место для небольшого рисунка, который он сам нарисует.
Как оформить читательский дневник ученика 2 класса?
Дневник ученика 2 класса можно оформить таким образом:
- Название произведения.
- Ф.И.О. автора.
- Указать, в каком жанре написано произведение.
- Нарисовать рисунок к прочитанной книге.
- Перечисление главных героев произведения с краткой характеристикой каждого из них.
- Описание сюжета (о чем идет повествование, что понравилось в произведении или, может быть, что не понравилось).
Каждый родитель может вместе с ребенком продумать свой вариант, как оформить читательский дневник. 2 класс — это уже тот возраст, когда малыш способен самостоятельно решать, какой вариант ему нравится, а какой — нет. В любом случае, совершенно одинаковых дневников не существует, ведь каждый подходит к этому вопросу индивидуально: внешнее оформление, рисунки, шрифт заголовков, сам текст описания произведения.
Многие дети читают энциклопедии. Поскольку это тоже книга, и ребенок ее прочел, энциклопедию также следует вносить в читательский дневник.
Рекомендуется делать записи в своем дневнике сразу после прочтения книги, пока в памяти остались свежие воспоминания о ней.
Видео о том, как оформить читательский дневник
Как оформлять читательский дневник в 3 классе?
К третьему классу можно немного усложнить описание о прочитанном до 5-8 предложений, сделать его более развернутым. Необходимо обязательно записывать автора, это позволит хорошо запоминать и знать, какое произведение кто написал, что очень полезно для интеллектуального развития ребенка, к тому же, таким образом у вас может получиться воспитать у ребенка любовь к чтению.
Определенного требования по оформлению читательских дневников в школах не существует, поэтому у каждого учителя они разные. Целью ведения таких дневников является не нагрузка ученика и родителей дополнительными хлопотами, а обучение детей тому, как нужно делать выводы, одновременно развивая культуру читателя.
Многие родители, перед тем, как оформлять читательский дневник для учеников 3 класса, посещают книжные магазины, чтобы приобрести уже готовые, красочные, и с надписью «3 класс» дневники. И бывает, что ни один из них не отвечает требованиям, которые заявил учитель. В таком случае берется обычная общая тетрадь в клетку и расчерчивается на столько колонок, сколько вам необходимо. Как правило, для описания лучше оставить места побольше, поскольку третьеклассники должны вести описание произведения большее по объему, чем в 1 и 2 классах.
Обложку можно подписать и украсить иллюстрациями. Кстати, при помощи читательского дневника родителям будет проще понять, какой жанр интересует ребенка больше, а какой — меньше. Это даст возможность, при необходимости, корректировать направление чтения, предлагая ему книги других жанров.
Если вы еще не решили, как оформить читательский дневник для 3 класса, можно использовать следующий образец:
Надпись сделана из контурных наклеек.
- На первой странице приклеивается фотография владельца (желательно, чтобы на ней был ребенок с книгой или что-нибудь подходящее). Здесь же пишется Ф.И.О. автора дневника и краткая информация о себе.
- На следующей записывается или вклеивается список литературы для чтения.
- Придумайте, какое будет оформление каждой страницы. Возможно, это будут рамки или особенный шрифт для заголовков. Дневник заполняется пастой синего цвета, а заголовки — цветными.
- В конце тетради, на последних страницах, сделайте содержание. После прочтения каждого произведения, пусть ребенок вписывает сюда его название. Соответственно, страницы в дневнике должны быть пронумерованы.
- Интересная идея — оформить страницы, где будут изображены графики, показывающие, с какой скоростью ребенок читает за одну минуту. Такие графики можно делать, скажем, в конце каждого месяца.
- После страницы, где указан список литературы, будет идти памятка с нормами чтения:
Для учащихся первого класса эта норма составляет от 25 до 30 слов/мин.
Для второго — от 40 до 50 слов/мин.
Для третьего — от 65 до 75 слов/мин.
Для четвертого — от 85 до 95 слов/мин.
А вообще оптимальная скорость чтения человека — 120-150 слов/мин.
Таким же образом, конечно, можно оформлять и дневники для учащихся любого класса. Если, к примеру, это ученик первого класса, на обложке пишем: «Читательский дневник 1 класс».
Электронный читательский дневник
Интересная идея — сделать электронный читательский дневник. Большинство детей к третьему классу уже вовсю играют в компьютерные игры, а вот работать в Word’е пока, как правило или не умеют совсем, или умеют, но плохо.
Плюсы ведения такого дневника:
- Отработка навыков работы в программе Word, что пригодится на уроках информатики.
- Возможность искать в интернете фото авторов произведения и вставлять их на страницы дневника. Так дети будут знать каждого автора в лицо, что, несомненно, повысит их эрудицию.
- Возможность выбирать любые картинки для оформления.
- Набирая текст в Wordе, ребенок будет видеть подчеркнутые программой все свои орфографические ошибки и сразу же их исправлять, запоминая, как правильно нужно писать то или иное слово.
- В таком дневнике можно исправлять ошибки, не делая помарок, и дневник всегда будет выглядеть опрятно.
- Электронный дневник не потрется со временем.
- Работать в электронном варианте дети будут более охотно, чем вести дневник вручную.
Конечно же, ребенок не знает, как правильно оформить читательский дневник в электронном варианте и сначала ему будут помогать в этом родители. Однако дети быстро усваивают все нюансы работы с компьютером, и со временем необходимости в вашей помощи не будет.
Готовый дневник для удобства разместите на рабочем столе, присвоив ему название. Например, «Читательский дневник 1, 2 или 3 класс». Оформление можно сделать в таком виде:
Как правильно читать книгу?
- В первую очередь нужно прочитать название книги, фамилию и имя писателя.
- Перелистать и рассмотреть все картинки.
- Попробовать предположить, о чем будет вестись повествование.
- Текст следует читать внимательно и вдумчиво.
- После прочтения ребенок должен постараться объяснить, почему произведение имеет именно такое название.
- В процессе чтения необходимо следить за окраской голоса, громкостью и темпом.
Читательский дневник, несомненно, полезная и нужная вещь. Кроме пользы ребенку в настоящее время, он способен через много лет подарить бесценные воспоминания о детстве.
А Ваш ребенок уже завел читательский дневник? Помогали ли Вы ему с оформлением? Расскажите об этом в комментариях.
Видео: как оформить читательский дневник