Оглавление:
- Начало всему — семья
- Нелегкий путь в хоккей
- Дорога к успеху
- От новичка сборной до признанного мастера
- Великое противостояние в мировом хоккее
- Жизнь вне хоккея, возвращение на лёд
- Прощание с большим спортом и трагическая смерть
В сборной России по хоккею и команде ЦСКА ни один из игроков не имеет права выйти на лед под номером 17. Он навечно закреплен за легендой советского и мирового спорта Валерием Борисовичем Харламовым. Исключение сделано только для сына великого хоккеиста — Александра. Таким способом современные спортсмены отдают дань памяти великому человеку, делу и страстному увлечению всей его жизни.
Говорят, чтобы стать чемпионом нужно им родиться. Но даже самые лучшие физические данные, подаренные природой, без характера, желания и страстного увлечения делом всей жизни не могут гарантировать успеха в спорте. Порой самые сильные и признанные фавориты первыми уходят с дистанции в силу слабости духа.
Огонь, который горит внутри, сердце, которое начинает учащенно биться только от одной мысли и желания выйти на лед и начать игру, не могут не сделать свое дело, не могут, в конце концов, не привести к победе. Характер определяет судьбу человека. Биография Валерия Харламова прямое доказательство этого.
Начало всему — семья
Будущая легенда № 17 родилась в семье советских рабочих, которую отличало от тысяч таких же простых ячеек общества лишь одно обстоятельство. Мама Кармен Ориве-Абад, а для домашних просто — Бегония, была родом из Испании.
Смотрите видео: "История жизни". Валерий Харламов
Именно горячая испанская кровь, вероятно, определила чемпионский характер её сына Валерия. Темпераментность, пылкость и вместе с тем надежность, чувство локтя с партнерами по команде, а также почти музыкальная виртуозность и неизменная импровизация — те качества, которые все тренера отмечали в Валерии Харламове. Но обо всем по порядку.
В 1937 году вместе с беженцами после гражданской войны маленькая девочка-басконка из родного города Бильбао попала в СССР. Она выросла и, как и большинство сверстников в то время, пошла работать на завод. Ряды работников московского «Коммунара» пополнила юная токарь-револьверщица. На том же предприятии она и встретила свою судьбу — Бориса Сергеевича Харламова. Он был слесарем испытателем.
Сразу пожениться пара не могла, так как у Бегонии не было нужных документов. Брак был зарегистрирован только после рождения общего сына. В ночь с 13 на 14 января появился на свет мальчик — Валерий, имя было дано в честь знаменитого летчика Чкалова. Позже в семье появилась ещё и дочь Татьяна.
Нелегкий путь в хоккей
Как и все мальчишки, Валера Харламов очень любил играть в… футбол. И у него это неплохо получалось. Уже будучи звездой на льду, он неплохо играл в футбол, любимой командой Харламова было московское «Торпедо», с одним из игроков которого, Вадимом Никоновым, дружил и вместе учился в институте.
С хоккеем Валера Харламов познакомился в семилетнем возрасте, когда он впервые стал на коньки. Его отец играл в русский хоккей за заводскую команду и часто брал сына с собой. Чтобы мальчишка не мерз в раздевалках, отец поставил его на коньки. Но регулярными эти занятия назвать было нельзя. К тому же, в 1956 году испанцы могли вернуться на родину. И Валера вместе с мамой отправился в Бильбао и жил там несколько месяцев, ходил в школу и про лед, вероятнее всего, даже не вспоминал.
Ксения Раппопорт: биография актрисы. В этой статье мы расскажем о Даниле Козловском, молодом, талантливом и уже очень популярном актере.
В 13 летнем возрасте Харламов переболел ангиной, которая дала осложнения на внутренние органы. Порок сердца и диагноз ревмокардит не совместимы со спортом, даже обыкновенные занятия физкультурой в школе были противопоказаны. Нельзя носиться во дворе, поднимать тяжелое, и про пионерский лагерь тоже можно было забыть.
Лишить своего сына активного детства, отец, Борис Харламов, не мог, поэтому втайне от матери в 1962 году они отправились записываться в хоккейную секцию. Валера не подходил и по возрасту, но Бориса Кулагина, второго тренера ЦСКА, им удалось ввести в заблуждение, и Харламов был принят в группу Вячеслава Тазова.
Позже обман открылся, но маленький Валерий так понравился тренерскому составу, что отчислять из секции его не стали, а перевели к тренеру, начальнику школы Андрею Старовойтову. Под его руководством он занимался в течение четырех лет. Параллельно тренировкам, раз в три месяца отец водил сына в Морозовскую больницу на обследования. Через некоторое время врачи признали Валерия здоровым, теперь он мог заниматься хоккеем всерьёз. С этого момента и началась биография Валерия Харламова хоккеиста.
Дорога к успеху
Симпатии тренеров обычно всегда были на стороне Харламова, поэтому талантливого паренька рекомендуют во взрослый состав команды ЦСКА. Анатолий Тарасов, главный тренер команды, не разделял энтузиазм коллег. Серьёзных задатков наставник армейского клуба не разглядел. Да и невысокий, по хоккейным меркам, рост — 168 см сыграл не в пользу юноши.
По настоящему блеснуть и запомниться он смог в финальном турнире юниорского чемпионата СССР 1967 года. Нестандартность мышления на льду, импровизации, трудолюбие и игра на результат привели к тому, что юного Харламова прямо на вокзале пригласили играть за ЦСКА.
Постепенно Валерий Харламов подобрался к основному составу, но отличиться в играх не смог. Поэтому практически сразу после начала сезона он был переведен в чебаркульскую «Звезду», армейскую команду второй лиги, для совершенствования приемов обводки и развития игровой самостоятельности. Тем временем главный тренер «Звезды» получил личные указания от Тарасова: тренировки для Харламова должны быть 3 раза в неделю, а в календарных матчах 70 процентов игрового времени, независимо от хода матча, Валерий должен был поводить на льду.
В клуб второй лиги вместе с Харламовым «комиссовали» и Александра Гусева, молодого защитника ЦСКА. Пара новичков быстро влилась в команду, Харламов особенно полюбился местным зрителям. В марте 1968 года клуб «Звезда» получил повышение в классе. На следующий день после последней игры Валерий Харламов вернулся обратно в Москву. Все время, пока он выступал за чебаркульский клуб, Тарасова был в курсе достижений будущей легенды советского хоккея.
В основной состав окончательно он попал только в следующем сезоне. В октябре 1968 на лед стала выходить тройка Харламов—Михайлов—Петров.
От новичка сборной до признанного мастера
Успешные игры позволили закрепиться звездной тройке Михайлов — Петров — Харламов в основном составе сборной СССР по хоккею. Но до действительно звездного успеха оставалось еще время, а пока были и разочарования. В поражении советской команды в игре 1969 года со сборной ЧССР официально обвинили Валерия Харламова и вратаря Виктора Зингера. В том матче сразу после забитого гола он отдал шайбу сопернику в своей зоне, что и позволило противнику взять ворота сборной СССР.
После этого обвинения специальных санкций не последовало, т.к. сборная СССР стала чемпионом мира, на первое место команда вышла благодаря лучшей разнице забитых-пропущенных шайб. После турнира каждый из тройки стал заслуженным мастером спорта. С этого момента начинается золотая страница биографии Валерия Харламова, фото которого вмиг разлетелись по 1/6 части земли. Новый титул, полученный без ведома Анатолия Тарасова, и чрезмерная популярность не получили одобрения тренера, даже вызвали негодование. Кстати, все это время Харламов играл под № 12. В сборной под № 17 Валерий вышел на лед только ЧМ в 70–м году.
Расцвет хоккейной карьеры Харламова был бы невозможен без его коллег по тройке. Их взаимодействие на площадке напоминало магическое действо. Каждый из партнеров интуитивно чувствовал, что будут делать его товарищи в данный момент, как среагирует каждый на изменение обстановки на льду, как они вместе сыграют в той или иной игровой ситуации. Казалось, им хватало лишь взгляда, чтобы принять единственно верное решение для всех. Они первыми в советском союзе стали играть в силовой хоккей.
Но и с другими игроками Валерий Харламов быстро находил общий язык. Доказательством этому были результативные игры на предшествующих олимпиаде турнирах. Новое звено Викулов— Фирсов—Харламов использовало новые приёмы тактической расстановки. На Олимпийских Играх сборная Советского Союза завоевала золотые медали, а Валерий Харламов назван лучшим бомбардиром. Второе, и последнее, олимпийское золото Харламов получил в Инсбруке.
Великое противостояние в мировом хоккее
Хоть спорт всегда был вне политики, но противостояние сверхдержав не могло не отразиться и на этом, одном из самых мирных занятий человечества. Признанными профессионалами в хоккее всегда считались родоначальники этого вида спорта — канадцы. Советские хоккеисты первые попробовали оспорить это лидерство.
Весь мир следил за суперсериями игр Канада—СССР. Первая из которых, прошла в1972 году. Первые игры прошли на канадском льду, именно эта серия стала одной из успешных для Валерия Харламова. Для сборной она закончилась двумя победами (в первом матче со счетом 7:3 и в последнем —5:3), одним проигрышем и ничьей.
Во время московской серии противник Бобби Кларк по указанию тренера канадцев сильно травмировал 17 номер советской сборной. У Харламова была повреждена лодыжка. Пропустив одну игру, он все-таки вышел на лед в последнем матче серии, сделал голевую передачу, но победа в той игре, как и во всей суперсерии, осталась за канадцами. Именно после этих игр вся срана решила — хоккеистов лучше Харламова в мире нет.
Суперсерия СССР — Канада 1974 года, пополнила биографию Валерия Харламова видео с двумя поистине шедевральными шайбами. За все восемь игр он только два раза поразил ворота соперников, но виртуозность и гениальность этих моментов признали даже соперники. Во время игры в Квебеке Харламов проскочил прямо между двумя защитниками, настоящими жерновами, канадцами Трамбле и Степлтоном, и забил гол. Журналисты назвали эту шайбу «гол для гурманов».
В следующий раз Харламов эффектно поразил ворота соперника в Москве, своими фирменными финтами он обыграл сразу трех канадских хоккеистов и вышел один на один с вратарем, которого обманным маневром направил в противоположный от удара угол, и забил гол.
В той игре, как и во всей серии в целом, была объявлена настоящая охота на Харламова, при малейшей возможности соперники стремились вывести из строя «наглого выскочку». Под удар попали и другие игроки сборной. После той игры на тренировку к советским хоккеистам пришел Рик Лэй, который первый нанес удар Харламову, дав таким образом команду коллегам на старт грязной игры, и публично принес извинения за неспортивное поведение.
В следующем году в Америке и Канаде во время матчей ЦСКА с командами НХЛ Харламова все встречали как суперзвезду с продолжительными овациями, за которые своих поклонников он благодарил красивой игрой и мастерскими голами. Но соперники не забывали про грязные приемы и сильные удары в сторону именитого хоккеиста.
Жизнь вне хоккея, возвращение на лёд
Личная жизнь легенды под номером 17 также складывалась удачно. Избранницей его стала 19-летняя Ирина Смирнова, которая позже родила Харламову сына Александра и дочь Бегониту. Семья жила в собственной квартире на проспекте Мира, и , казалось, ничто не предвещало беды.
Но в мае 1976 года семья, возвращаясь поздним вечером из гостей, попала в аварию. За рулем сидел Валерий, который попытался обогнать грузовик, но на встречной едва не столкнулся с автомобилем такси. Харламов резко повернул влево, съехал с дороги и врезался в столб.
Никто кроме самого хоккеиста, который получил серьёзный оскольчатый перелом правой ноги, сотрясение мозга, многочисленные ушибы и сломал два ребра, в той аварии не пострадал. Продолжение карьеры в профессиональном спорте стало под вопрос, немногие врачи надеялись на успешную реабилитацию. Однако уже через 2 месяца после операции в Главном военном госпитале Харламов сделал первые шаги. Так началось долгое возвращение на лёд.
Изнуряющие физические упражнения и огромное желание играть в любимый хоккей, а также тренировки с детскими командами на катке позволили обрести хорошую форму, чтобы участвовать в матчах серьёзного уровня. «Дебютировал» Харламов в игре против команды «Крылья Советов».
Перед началом матча в раздевалку «Крыльев» зашел врач ЦСКА и попросил не применять против ещё не совсем окрепшего Харламова силовые приемы. Игра прошла максимально корректно. В том матче Валерий с помощью партнеров по тройке Михайлова и Петрова смог забить одну шайбу, заслужив овации трибун. На льду спортсмен провел 2 периода, победила команда ЦСКА.
Сам Харламов позже вспоминал, что чувствовал в этой игре опеку не только родной команды, но и соперников. Это его настолько тронуло, что он едва сдерживал слёзы. После этого начался следующий этап в карьере, пусть не такой успешный для сборной (3 место на ЧМ в Вене), но очень важный для самого Харламова. Уже с новым тренером сборной Виктором Тихоновым были выиграны два мировых первенства 78-79гг., Кубок Вызова.
Но главный старт этого периода — Олимпиада-80, не принес сборной золота. После этого в адрес звездной тройки посыпались упреки, а после и вовсе предложили закончить карьеру. Но в бесценном опыте звездного хоккеиста нуждалась вся сборная, а он не скупился и как мог помогал начинающим игрокам, некоторые из них даже жили у него дома.
Прощание с большим спортом и трагическая смерть
Валерий Харламов решил, что сезон 81/82 будет для него завершающим, после которого он станет детским тренером. Этот сезон хоккеист провел в отличной форме: очередное звание чемпиона СССР, Кубок европейских чемпионов, титул лучшего нападающего. После этого он надеялся, что Тихонов возьмёт его на суперсерию с Канадой. В итоге Валерий Харламов подавленный все-таки остался в Москве, а через несколько дней погиб в дорожно-транспортном происшествии.
Смерть настигла великого хоккеиста в 7 утра 27 августа 1981 года. За рулем автомобиля, возвращающегося в Москву из поселка Покровка, где у Харламовых была дача, сидела Ирина. Жена хоккеиста на скользкой дороге не справилась с управлением и врезалась в ЗИЛ. Все ехавшие в автомобиле: Харламов, его жена и её двоюродный брат умерли на месте.
С легендой мирового хоккея прощались все. Памяти Валерия Харламова игроки сборной посвятили свою победу в Кубке Канады. А номер 17 навсегда закрепили за великим хоккеистом
Смотрите видео: Памяти Валерия Харламова.