Сегодня почти все люди, которые любят поиграть (геймеры, проще говоря), знают, что такое донат. Для тех, кто всё ещё не в курсе, а также для всех заинтересованных – небольшой экскурс в это понятие.
История понятия «донат»
Английское слово donate буквально означает «пожертвование». Такую надпись можно увидеть на кнопке, размещённой на многих англоязычных сайтах, которые предлагают поддержать авторов того или иного проекта добровольным пожертвованием – через электронные платёжные системы, банковские карты и так далее.
В России слово «донат» всё ещё считается жаргонным. Но официальный аналог – «платные услуги» – не передаёт суть действия в полной мере. Тем более что используется слово «донат» исключительно для игровых проектов.
В чём суть доната
Донат – это любое добровольное внесение денег игроком. Сюда не входит стоимость обязательной подписки для платных игр. Проще говоря, играть можно и без доната – в бесплатных играх это означает полное отсутствие каких-либо платежей. Разработчики не принуждают игроков вносить деньги (так называемый «реал»). Подразумевается, что игрок делает это добровольно. Ведь что такое донатство, как не «добровольное пожертвование»? Если переводить буквально, конечно.
С другой стороны, основных причин донатить две. Одна может быть со стороны разработчиков: создавая условия, в которых трудно будет развиться в игре без дополнительных «плюшек», они как бы провоцируют игроков вносить деньги. Другая причина – со стороны самих игроков: не справляясь со сложностями игры, не имея достаточно времени на развитие или попросту ленясь, они идут более лёгким путём, за умеренную плату покупая игровые привилегии и дополнительные виртуальные предметы.
Примеры доната в играх
В апреле 2012 года любители пострелять впервые узнали, что такое донат в Варфейс. «Подарком» от разработчиков стало введение в игру разновидности ВИП-аккаунта. Пользователь, который за 300 игровых кредитов (то есть за 150 российских рублей) приобретал такой аккаунт, на месяц получал дополнительные преимущества в игре и «джентльменский набор» снаряжения для своего бойца.
Тут следует отметить, что принципы баланса и равноправия игроков в большинстве игр (как и в Warface) подразумевают, что игроки-донаторы не имеют бесспорных преимуществ перед теми, кто играет без внесения «реала». Имея ВИП-аккаунт, можно быстрее получать опыт и продвигаться в рейтинге. Однако виртуальный боец не получает, скажем, двойного запаса жизни или брони.
Рассмотрим, что такое донат в World of Tanks. Одна из популярнейших танковых игр в мире раньше давала игрокам возможность покупать золотые снаряды, обладающие повышенным уроном, за реальные деньги. Сегодня делать это можно, не вкладывая ни рубля (за солидную сумму во внутриигровой валюте). С другой стороны, премиум-подписка стоимостью порядка 3000 рублей в год даёт лишь ускоренный рост опыта для быстрой прокачки экипажа и бронетехники.
Что касается игровых предметов, то по большей части они служат просто для украшения. Некоторые предметы можно приобретать за игровую валюту или за «реал»: упорные и мастеровитые игроки выбирают первый способ, ленивые или «криворукие» – второй. Таким образом, в конечном итоге всё зависит только от самого игрока.
Споры о донатстве
Во многих игровых сообществах можно встретить бурные споры о справедливости донатства. Хоть разработчики и стремятся сохранить баланс, донат всегда даёт какое-либо преимущество. Для многих игра без вложений – дело принципа. Но для игроков-донаторов хороши все средства.
По этой причине главный аргумент тех, кто достигает всего своими силами, – доказательства собственного игрового мастерства. А главный аргумент донаторов – их деньги. Для разработчиков получаемые «пожертвования» являются источником средств для развития и поддержания игровых серверов, а также банальным доходом.
Следует отметить, что донаторов всегда меньше, поскольку лишь малая часть игроков готова тратить деньги (пусть даже несколько сотен рублей в месяц) на покупку игровых привилегий. Но именно обеспеченные (пусть и не всегда умелые в плане игрового мастерства) люди составляют целевую аудиторию донатных кампаний.