Жесткая конкуренция в условиях рынка диктует предпринимателям и компаниям свои условия. Стремительно развивающиеся технологии, которые позволяют получить преимущество, требуют новых навыков и знаний. Не всегда квалификации нанятого персонала достаточно, чтобы справиться с потоком ежедневных задач. Консалтинг и аутсорсинг прочно входят в бизнес и уже успели занять свою нишу на рынке услуг. Что кроется за этими понятиями и кто эти люди, которые предоставляют подобные услуги? Чем их услуги лучше труда постоянных работник предприятия?
Консалтинг и аутсорсинг: что это такое?
Термин «Аутсорсинг» происходит из английского языка и означает «внешний источник». Практическое значение – передача неключевых внутренних функций компании внешнему исполнителю, например, рекламного продвижения или поддержки веб-сайта сторонними агентствами. В России услуга получила распространение после 1996 года, когда был принят закон, разрешающий ведение бухгалтерского учета внешним профильным организациям.
Наиболее популярными сферами аутсорсинговых услуг остаются:
- Юриспруденция.
- Бухгалтерия.
- Маркетинг.
- IT-технологии.
Аутсорсинг позволяет сделать бизнес-процессы более гибкими и снизить затраты: использование услуг специалистов обычно обходится дешевле, чем содержание собственного персонала.
Смотрите видео о том, как работает аутсоринг.
Консалтингом же называется консультационная деятельность экспертов в определенной сфере. Если говорить простыми словами что это такое консалтинг, то нелишним будет сделать акцент на следующем факте: реалии рынка таковы, что оплата услуг высококлассного специалиста порой обходится дорого, поэтому многим фирмам держать в штате такого эксперта на постоянных основаниях невыгодно. Усугубляется ситуация тем, что его услуги нужны не всегда, а с текущими задачами эффективно справляются менее квалифицированные специалисты. В экстренных же случаях нанимаются дополнительные эксперты, способные помочь компании справиться с возникшими трудностями или внедрить новые бизнес-процессы.
Эффективность такого подхода также в том, что сторонний специалист может непредвзято оценить деятельность компании. Благодаря опыту внедрения новых методик на других предприятиях, сторонний эксперт, тщательно изучив возникшую ситуацию, способен предложить эффективное и приемлемое решение. Хорошим примером может служить налоговый консалтинг, когда привлеченные специалисты помогают оптимизировать налоговые расходы. Это позволяет направить высвободившиеся средства на развитие компании.
Согласно сложившейся практике, к услугам консалтинговых агентств прибегают обычно в крайней ситуации. Однако помощь в запущенных делах – не единственная функция консалтинга. Наибольшей эффективности эти услуги достигают тогда, когда помогают предотвратить возможные проблемы. В цивилизованных случаях сторонних специалистов привлекают в таких случаях:
- когда развивающаяся компания планирует расширить деятельность, рынок сбыта или внедрить новые услуги;
- когда необходимо получить преимущество над конкурентами в выбранной нише;
- для выхода из критической ситуации или преодоления барьера, с которым не может справиться собственный персонал.
Читайте об идеях для бизнеса с малыми вложениями.
А также о том, что такое бизнес-инкубатор.
Консалтинговую деятельность регулируют те же нормы и правила, что и аутсорсинговые услуги. Различия между консалтингом и аутсорсингом в следующем:
- как правило, к консалтингу прибегают в исключительных случаях, а аутсорсинговые услуги оказываются регулярно;
- аутсорсеры выполняют часть работы компании-наниматели. Консалтеры анализируют сложившуюся ситуацию и дают рекомендации, что нужно сделать нанимателю для решения возникшей проблемы;
- аутсорсинг – определенный объем работ, который будет выполнен согласно условиям договора. Консалтинг же не гарантирует стопроцентного результата даже при безоговорочном выполнении всех рекомендаций – рынок вносит свои коррективы;
- консалтинг – рекомендации, которые помогают заказчику принять правильные решения. Аутсорсинг – принятие собственных решений и предоставление заказчику готового результата.
Однако это не значит, что нельзя регулярно пользоваться консалтинговыми услугами: любой эффективный бизнес можно сделать еще эффективнее, если привлечь квалифицированных экспертов. Все решает целесообразность такого подхода – покроет ли полученная прибыль консультационные услуги.
Различия консалтинга и коучинга
Специалисты, привлеченные для оказания консалтинговых услуг, дают компании мощный толчок, который помогает преодолеть сложившийся кризис и развиваться дальше. Однако случается, что персонал компании, не обладающий достаточной мотивацией и квалификацией, а также в силу инертности, сводит на «нет» все усилия по реализации рекомендаций экспертов.
Совершенно другой подход используют коучи – бизнес-тренеры, которые, в первую очередь, работают с персоналом. Этим консалтинг и коучинг радикально отличаются. Консалтеры, анализируя сложившуюся ситуацию, дают конкретные рекомендации по решению проблем. Коучинг же - процесс помощи сотрудникам и руководителю прояснить для себя актуальные цели и задачи и определить оптимальные пути дальнейшего развития. Коуч больше задает вопросы, чем дает рекомендации.
В основе метода – позитивный взгляд на человека и уверенность, что каждый обладает огромный потенциал, который можно раскрыть при подходящих условиях. Вместо готовых решений, реализация которых может быть затруднена рядом факторов. Коучи предлагают рассмотреть проблему с точки зрения каждого сотрудника и устранить ее максимально эффективно. Это позволяет найти нестандартные пути решения проблем и ресурсы для реализации намеченной цели.
Как вы считаете, полезно ли для бизнеса перекладывать управленческие задачи на других людей? Оставьте свои мысли в комментариях. А также смотрите видео о том, как работает коучинг.