Содержание:
- Природа креативной личности
- Как распознать креативную личность?
- Творческие качества креативной личности: как воспитывать?
- Методы повышения эффективности творческого воспитания
Креативность способна проявляться в различных сферах жизнедеятельности человека, например, в мышлении, чувствах, социальных контактах, определенных сферах деятельности. Такая способность определяется не уровнем интеллекта, а восприимчивостью к новейшим идеям. Так, Э. Фромм считал креативностью способность индивидуума к удивлению и познанию, обнаружению нестандартных решений, нацеленности к новым открытиям. Более узкое определение креативного мышления – творческая способность.
Для воспитания креативности, исходя из психологических исследований, оптимальным возрастом считается 3-5 лет. Именно в этом возрасте ярко выражено повышенное стремление к творчеству.
Существует несколько фаз развития креативности. Воспитание первичных творческих способностей, неспециализированных к определенному виду деятельности. В возрасте 3-5 лет дети активно подражают взрослым, ставя его перед собой образцом, например, пытаясь понять как быстро убраться дома, а это и есть основной механизм креативного формирования.
Втора фаза – период юношества, длящийся с 13 до 20 лет. В это время из общих способностей выделяются специализированные. В период этой фазы особое значение уделяется профессиональному образцу семьи, а также сверстников.
Природа креативной личности
Креативность – особенная характеристика личности. Так как личность невозможно сформировать, ее нужно воспитывать. А воспитание – создание оптимальных условий для личностного самовоспитания. Поэтому прямое обучение творческим способностям невозможно, однако человеку по силам создавать среду, способствующую творческой деятельности.
При создании таких условий для творческого саморазвития, необходимо учитывать, что существуют факторы, которые тормозят этот процесс. Их принято разделять на 2 группы. Первую образуют ситуативные факторы, например, отсутствие свободного времени, стрессовые состояния, страх, стремление к обнаружению быстрого решения, неуверенность, низкая или завышенная мотивация, самоцензура. Вторая группа основывается на объединении личностных факторов, например, стремление к конформизму, неуверенность в собственных силах, эмоциональная подавленность, отказ от рисков, черта характера тревожность, механизмы личной защиты.
Как распознать креативную личность?
Интересно, что с точки зрения психологии, творческие личности (креативный человек) не имеют четких характеристик. Однако существует ряд особенностей, дающие возможность распознать личность, главной чертой которой является креативность:
- мечтательность. С точки зрения нейробиологии, мечтательность – основа для активизации мозговых процессов, связанных с творчеством;
- повышенное внимание к деталям;
- избегание стандартного распорядка дня. Люди, связывающие свою жизнь с творчеством, работают по вдохновению;
- нужда в свободном времени для уединения со своими мыслями;
- превращение житейских проблем в основу для творчества;
- извлечение личного опыта из неудач;
- регулярный поиск неизведанных ранее впечатлений;
- повышенная наблюдательность;
- стремление к поиску ответов на множество вопросов, как в детском, так и во взрослом возрасте;
- тяга к риску;
- поиск новых возможностей, с помощью которых реально выразить свои чувства и наблюдения;
- руководство внутренней мотивацией;
- исследование иных способов мышления, что позволяет человеку покидать привычные для него границы жизнедеятельности;
- утрата временного чувства;
- регулярный поиск эмоциональных встрясок, исследование новых вещей.
В этом видео зритель узнает о 4-х основных типах личности.
Самой важной характеристикой считается способность узреть возможности, где остальные люди их не замечают.
Творческие качества креативной личности: как воспитывать?
По мнению многих ученых, особая роль при формировании креативных способностей отводится микросреде, к которой привязан ребенок в тот или иной период его жизни. За активизацию таких возможностей отвечает среда, характеризующаяся следующими особенностями.
- Повышенной степенью неопределенности, что стимулирует желание найти место расположения (ориентиры) самостоятельно.
- Предоставление большого количества вариантов, необходимых для обнаружения собственных решений.
Также в этой среде необходимо наличие:
- пониженной степени поведенческой регламентации;
- предметной информационной обогащенности;
- позитивных образцов творческого поведения;
- условий для подражания креативному поведению;
- условий, позволяющих блокировать агрессивность, деструктивность;
- социального поощрения творческого поведения.
Мотивационная система формируется на основе общей одаренности, созданной микросреды.
Методы повышения эффективности творческого воспитания
Для уменьшения эффекта, подавляющего порывы творчества, разработано несколько педагогических требований:
- ни в коем случае нельзя подавлять интуитивную деятельность обучающихся;
- необходимо формировать у учеников веру в собственные силы при решении той или иной задачи;
- образовательный процесс должен строиться исключительно на положительных эмоциях;
- у учеников необходимо стимулировать желание самостоятельной постановки перед собой цели;
- требуется регулярно поощрять склонности к рискам;
- ни в коем случае нельзя допускать появлении в характере конформных черт;
- нельзя подавлять желание фантазировать;
- необходимо постоянно формировать чувствительность к противоречиям;
- требуется регулярно использовать проблемные методики обучения.
Также развитию креативного поведения будет способствовать применение в обучении задач открытого типа, которые основываются на возможности нескольких правильных решений. В процессе обучения необходимо чаще использовать эвристические приемы, которые дают возможность личности прочувствовать предмет изучения, составить о нем собственное впечатление.
Как манипулировать человеком: описание методов.
Кризис среднего возроста у мужчин: во сколько начинается и как с ним бороться?
В этом видео представлен интересный материал о типах личности и как это выражается в почерке. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и комментарии к статье.