Оглавление:
- О чем писал Бунин?
- Тема Родины в творчестве Бунина
- Тема природы в творчестве Бунина
- Концепция любви в творчестве Бунина
- Тема смерти в произведениях Бунина
- Как жизнь Ивана Бунина повлияла на его творчество?
Без творчества Ивана Алексеевича Бунина сегодня невозможно представить отечественную литературу. Он - первый российский обладатель Нобелевской премии по литературе и один из самых любимых за рубежом российских писателей. Хотя на Родине сегодня его читают мало. А зря, ведь в его произведениях есть практически все, что ищет большинство читателей. Любители красивого слога, длительных описаний найдут в Бунине родную душу. Мужчины оценят поэтическое наследие Бунина. Особенно стихотворение, в котором автор, тоскуя по любимой ушедшей от него женщине, размышляет о приобретении собаки и о том, какие его ждут одинокие пьяные вечера.
А какие женские образы он выводил в своих произведениях! Оля Мещерская, Клаша Смирнова, Ида... Бунин – действительно замечательный писатель, за книги которого стоит браться чаще.
Особенности творчества Бунина делают его универсальным писателем, который может быть близок любому – зрелому читателю и юноше.
О чем писал Бунин?
Творчество писателя условно можно разделить на несколько этапов. Конечно, важно рассматривать миропонимание Бунина в два периода его жизни:
- Российский период.
- Жизнь в эмиграции.
Однако такая схема будет не совсем полной. В разное время автора волновали различные проблемы:
- деревенская жизнь, жестокий мир деревни;
- гибельность Октябрьской революции, идей большевиков;
- дореволюционное прошлое России, собственное детство;
- трагизм существования, противостояние мрака и света;
- любовь как противоположность смерти.
Тема Родины в творчестве Бунина
Тема Родины в творчестве Бунина – одна из основных. Уже самые первые его произведения, написанные в юношеские, молодые годы, ярко отображают знакомый ему деревенский быт. В 1890-х он пишет стихотворения «Родина» и «Родине». В первом из них Россия выведена как нищая крестьянка, которую злопыхатели укоряют за простоту. Обе работы написаны, безусловно, человеком, которого можно назвать патриотом.
Но свою страну Бунин видел не только такой бедной и нищей, он также восхищался российскими закатами, богатством российской осени. В начале 1900-х годов его увлекала и тема истории древней Руси, фольклор.
Свое денежное вознаграждение от Нобелевской премии Бунин потратил очень быстро. Почти все средства разошлись на помощь писателям-эмигрантам и различным зарубежным российским обществам. И в этом тоже можно уследить большой патриотизм Бунина, который перед лицом нового мира и успеха остался верен своему народу.
Видео об особенностях творчества Бунина
Тема природы в творчестве Бунина
Родина для Бунина – это не только люди, но и природа. Александр Блок писал, что так чувствовать и любить природу мало кто умеет. Природа, место человека в ней – это вечные темы творчества Бунина. Живой мир русского леса он воспринимал как музыку: «утро светлое, на почерневших, почти голых лозинках, на их сучьях и редкой пожухлой листве – блестки растаявшего мороза... вдали, у нас, в сизо-туманном утреннем саду, мягко, неизъяснимо-прекрасно краснеют клены».
Деревенской тематике Бунин не изменял всю жизнь, хотя после эмиграции в его работах заметен большой перелом. Даже еще раньше, во время Первой мировой войны, он чувствовал приближение катастрофы. В эмиграции тема России в творчестве Бунина обретает наибольшего размаха. Автор неустанно размышляет, что же будет с его родной землей, которая стала местом для красного террора, которая сильно пострадала из-за братоубийственной Гражданской войны. Он прекрасно понимал, что прежней, дореволюционной России уже не вернуть, и ставил перед собой вопрос: а найдут ли место в этой новой жизни надломленные русские люди, вечно ищущие и не находящие своего.
Концепция любви в творчестве Бунина
Немало место занимает и концепция любви в творчестве Бунина. В двадцатые годы он написал один из самых известных своих рассказов «Дело корнета Елагина». В нем он вспоминает свои собственные переживания и чувства к В.В.Пащенко. По сюжету, главный герой влюбляется в актрису. Эта любовь приносит ему много мучений, и именно через нее в Елагине происходит «жуткий расцвет... первая месса пола». Отношения Бунина и Пащенко были такими же трудными. Дочь елецкого лекаря первой призналась ему в любви, но потом стала неуверенной в своих чувствах и почти не отвечала будущему знаменитому писателю взаимностью. Позже они расстались, Бунин даже хотел покончить с собой, он то презирал свою неудавшуюся любовь, то высоко возносил ее.
Любовь у автора часто перекликается с чувством ревности. Писатель как бы намекает, что ревность неизбежна, ведь женщины постоянно дают к ней повод: они всегда загадочны, в них есть тайна, недоступная мужчинам, да и им самим бывает очень трудно понять себя, из-за этого они терзаются сами и не дают покоя любящим их. Чувствительные личности всегда тянутся к таким женщинам. И это – закономерность. Закономерность, которая в итоге приводит к трагедии.
Проводя анализ творчества Бунина, Анна Саакянц в своем очерке высказала мысль, что любовь по Бунину – это некий напряженный момент бытия, который озаряет всю жизнь человека подобно зарницам в ночи.Тема смерти в произведениях Бунина
Любовь для автора – противоположность смерти. К такому выводу он приходит в середине 1920-х годов. А впоследствии, в конце 1930-1940-х годов, любовь и Родина вообще становятся основными темами творчества Бунина. Отсюда вытекают и основные проблемы творчества Бунина. С одной стороны – тяга к любви, с другой – восприятие смерти, как логического завершения всех противоречий, споров, неудач, как абсолютной очищающей силы.
Как жизнь Ивана Бунина повлияла на его творчество?
Чтобы понимать творчество любого писателя, нужно знать и биографию Бунина. Не зря творчество Бунина рассматривают в контексте его жизни в России или в эмиграции. На родине все вокруг было своим, понятным. Писатель родился в дворянской семье, но много проводил времени с крестьянскими детьми, часто засиживался у них дома.
Затем он поступил в Елецкую уездную гимназию, потом занимался самообразованием: много читал, сам писал стихи и прозу. Его непростые отношения с Варварой Пащенко начали складываться в период его работы корректором в газете «Орловский вестник». Из этой любви ничего не вышло. Его женой впоследствии стала дочь революционера-народника, взгляды которого он совсем не поддерживал, Анна Цакни. Брак был недолгим и несчастливым.
После Октябрьской революции он перебрался в Одессу. В городе несколько раз сменялись власти. Сначала в Одессе стояли австрийские войска, затем войска Красной армии, а потом и белогвардейцы. Приход последних Бунин горячо приветствовал, но после очередного прихода большевиков, в феврале 1920 года, уехал во Францию. Там он много помогал эмигрантам, выступал с лекциями, поддерживал тесную связь с монархистами.
В годы Второй мировой войны жил в Грасе, помогал прятать евреев: в его доме нашли убежище как минимум трое представителей еврейского народа.
Эмиграцию считают самым плодотворным периодом творчества писателя. Именно там, переживая за страну и ее будущее, он написал лучшие свои произведения: «Митину любовь», цикл рассказов «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева». До 1955 года в СССР его книги не издавались, но потом эпохе забвения пришел конец, и его начали активно печатать, благодаря чему у отечественных читателей появилась, наконец, возможность познакомиться с его удивительным даром.Бунин часто получал различные литературные премии. Задолго до Нобелевской его дважды награждали Пушкинской премией.
Творчество Бунина можно отнести к реализму, хотя часто в его работах прослеживает и влияние романтизма, а также скептицизма. В первые творческие годы он много писал в жанре деревенской прозы, но позже объект его интересов значительно расширился, а вместе с тем появились и стилистические изменения. Все его труды сегодня являются неотъемлемой частью классической русской литературы.
А Вам нравится творчество Бунина? Какая из тем в его произведениях Вам наиболее близка? Расскажите об этом в комментариях.