При разработке методики оценки эффективности андеррайтеров нужно быть готовым к тому, что многие показатели не могут иметь абсолютной оценки по шкале от 1 - 10, или по критерию «хорошо - плохо». При оценке таких специалистов нужно чаще применять сравнительные оценки.
Оценка андеррайтеров может проводиться по следующим направлениям:
- Оценка знаний андеррайтеров;
- Оценка показателей страхового портфеля (сборы, выполнение плана, убыточность, структура портфеля и т. д.);
- Оценка ключевых показателей эффективности;
Оценка знаний андеррайтера нуждается в компании специалистов более компетентных, чем андеррайтер, что по понятным причинам является трудно достижимым, однако такая оценка может широко применяться для технических и региональных андеррайтеров. Такая оценка, как правило, проводится в виде тестов, результаты которых можно распределять по соответствующим уровням. Такая оценка позволяет определить относительный уровень знания андеррайтеров, что может быть очень полезным в кадровом менеджменте.
Оценка ключевых показателей эффективности наиболее прогрессивная так как, в первую очередь оценивается профессионализм андеррайтера как специалиста.
Для этого используются различные методы:
- Метод оценки андеррайтером самого себя по ряду показателей (ключевой компетенции, достижения, будущих планах и т.д.) с одновременной оценкой андеррайтера несколькими представителями смешанных подразделений по таким же показателям. В результате такой оценки можно понять субъективное мнение самого андеррайтера и мнение наблюдателей. Разногласия между этими сторонами является прекрасной основой для анализа работы андеррайтера;
- Метод «план - выполнение» предлагает написание планов на год или какой-то определенный период. Эти планы не обязательно выражаются в цифрах, в плане может быть например, «разработка новых правил страхования». В конце периода оцениваются достижения каждой позиции, что позволяет максимально достоверно оценить работу андеррайтера, хотя привязать эти показатели с результатами компании не всегда удается.
Наиболее эффективным является сочетание этих двух методов. Первый метод позволяет выявить слабые и сильные стороны работы андеррайтеров и задает вектор для развития и самосовершенствования. Второй метод является оценкой эффективности в целом (плановые показатели выполнены, не выполнены, перевыполнены).
Предположим, что проблема оценки решена в конкретной компании, но при этом остается серьезная проблема - адекватная мотивационная политика в отношении андеррайтеров.
Рассмотрим одну из классификаций видов стимулирования. Виды стимулирования, мотивации:
- материальные (материально - денежные, социальные);
- духовные (социальные, моральные).
Материально - денежное стимулирование - это стимулирование, основой которого являются различные денежные выплаты и санкции по результатам трудовой деятельности работника.
Данная система является основным элементом мотивационной политики страховщиков - во многих конъюнктурных исследованиях, которые проводились среди страховщиков, более 90% респондентов, говорят, что коллеги различных категорий получают за результаты работы премии и бонусы. Разница проявляется в способах начисления размера премии.
По оценкам психологов, эффект увеличения заработка позитивно действует на протяжении трех месяцев. Затем работники начинают работать в таком же, привычном для них режиме.
С точки зрения мотивации андеррайтеров, этот вид имеет серьезный недостаток - невозможность адекватно количественно оценить результаты деятельности, и как следствие, невозможность принять решение о материальной мотивации и ее размер.
Достаточно широко используется стимулирование труда применением различных льгот и компенсаций. Например, специалистам страховых компаний, и в.ч. андеррайтерам может быть предложен набор функций социального пакета мотивационного плана:
- Оплата мобильной связи;
- Предложение полиса добровольного медицинского страхования;
- Скидки по программам страхования;
- Бесплатное питание;
- Оплата проезда или предоставление автомобиля;
- Обучение за счет компании;
- Участие в корпоративных вечеринках.
Для квалифицированных андеррайтеров наиболее известны: выплата премий, оплата транспортных расходов и учебные программы.
Вторым важным видом стимулирования является моральное стимулирование. Это наиболее развитая и широко применяемая подсистема духовного стимулирования труда, основанная на духовных ценностях человека, на потребностях человека в всеобщем признании.
Моральное стимулирование выражается в передаче информации о результатах деятельности работника, его достижениях в социальном мире компании. Моральное стимулирование является информационным процессом, в котором субъект управления выступает носителем информации.