Можно ли ездить на зимней резине летом? В принципе, думают многие, можно, только очень осторожно: автомобиль к асфальту не прилипнет, даже если зимние шины – липучки, без шипов. Это широко распространенное заблуждение опасно как для водителей, так и для пешеходов. Летом на зимних шинах ездить нельзя по следующим причинам:
- Опасно: в экстренной ситуации зимние шины летом наверняка подведут.
- Накладно: эксплуатация зимних шин летом обойдется дороже любых воображаемых штрафов.
- Неприятно: в жару на зимних шинах великолепная иномарка превращается в расхлябанный «Запорожец».
Почему так? Попробуем разобраться.
Что говорит закон
Можно ли ездить на зимней резине летом? Закон этого не запрещает. В 2010 г. был предложен закон об обязательном переходе на летние/зимние шины, но в Госдуме он не выдержал и первого чтения. Причина вполне объективная: разнообразие климатических условий России. Россказни о якобы штрафе в 500 рублей за шины не по сезону – не более чем досужие вымыслы, или розыгрыши для простаков.
На конец 2013 – 2014 г. планируется рассмотрение новой редакции закона о регламентации использования сезонных шин с учетом особенностей разных климатических поясов и региональных условий, вплоть до высоты местности над уровнем моря. По слухам, штрафы предполагаются до 2500 руб., что выглядит вполне обоснованным: зимние шипованные шины летом прямо-таки съедают асфальт, до 2 см покрытия за сезон при интенсивном движении, и ДТП с трагическим исходом из-за любых зимних шин множество. Но текст закона пока не опубликован, а слухи есть слухи. Действовать на дорогах будет то, что примет Дума.
На сегодня единственное условие: если ваш автомобиль на шипованных шинах, на лобовом и заднем стеклах должен быть налеплен белый с красной каймой треугольничек с буквой «Ш» (ст. 2.3.1 ПДД). Но это предупредительный знак. Его отсутствие не является технической неисправностью, и штрафовать за его отсутствие по ст. 12.5.1 КоАП сотрудники ГИБДД не имеют права, могут только предупредить. Ну, а как объяснять такие вещи стражам порядка на дорогах – предмет особого разговора.
Шипы
Итак, летом по закону можно ездить даже на шипах. Которые, разумеется, еще до конца сезона либо повылетают, либо сотрутся, и шины станут не летними и не зимними, а просто непригодными для использования. А износ дороги от шипов в конечном итоге оплатите все вы, уважаемый налогоплательщик. Более о шипах летом говорить нет смысла.
Универсальные шины
На универсальных шинах (всесезонках) можно ездить круглый год в местах со среднеевропейским климатом, на который они и рассчитаны. Увеличения аварийности из-за универсальных шин статистика не отмечает. Но всесезонки, как известно, дороже, а изнашиваются быстрее сезонных шин. В общем, универсальные шины – это вариант «для ленивых» в краях с достаточно мягким климатом.
Зимние шины без шипов
Чтобы ответить на вопрос: «Можно ли ездить на зимней резине летом без шипов?» придется разобраться в некоторых технических тонкостях. Зимние шины отличаются от летних не только свойствами резины, рисунком протектора, глубиной канавок. Все это лишь обеспечивает иной характер взаимодействия шины с дорогой ради главной цели – надежного сцепления с покрытием при минимальном сопротивлении качению. Использование шины не по сезону проявляется в нескольких факторах.
Аварийность
Производители зимних шин не гарантируют их надежности при температуре выше +7 – +14 градусов. Зимняя резина в жару размягчается, сопротивление качению увеличивается, от этого шина еще больше нагревается и размякает. Получается порочный круг. Бывали случаи, когда зимние шины в жару взрывались, а камешек на дороге, который летняя шина «и не заметит», пропарывал зимнюю на 3/4 окружности. А если это случилось на скорости? В плотном потоке транспорта?
При умеренных температурах дело обстоит ничуть не лучше. Журнал «За рулем» не раз производил испытания. Результат: уже при +11 машина на руль отзывается вяло, при маневрах вихляет, при прогазовке плохо разгоняется. Роботы не помогают, только ухудшают устойчивость на дороге. Тормозной путь увеличивается примерно на две длины корпуса машины.
А теперь представим себе, что (упаси вас боже от этого) перед вами, еще весной, внезапно выскочил на дорогу пешеход. Успели заранее «переобуться» – ну, скандал с взаимными поношениями. Повыражались да и разошлись. Осталась же машина в «валенках» – в результате калека или труп. С соответствующими последствиями для водителя, и безо всяких смягчающих обстоятельств. Это не гипотетический случай, а типичный из статистики ГИБДД и судебной практики.
Расход топлива
Зимней шине, чтобы как следует зацепиться за асфальт, почти всегда приходится выдавливать из пятна контакта, вбирать в себя и стряхивать при обороте снежуру (смесь раздавленных снежинок с талой водой). Вода вообще аномальная жидкость, а в талой воде долго сохраняются клатраты – наночастицы льда, всего из нескольких сотен или тысяч сцепленных между собой молекул. В итоге, да еще с ледяными иголками, снежура в десятки раз менее текуча, чем вода с температурой выше +4 по Цельсию.
Чем отличается зимняя и летняя резина и что такое резина демисезонная.Как подготовить автомобиль к зиме? Узнайте все подробности из нашей статьи.
То есть, зимней шине для того, чтобы «ухватиться» за покрытие, требуется дополнительное усилие. В некотором роде принцип работы зимней шины напоминает морского ежа с его щипчиками-педицелляриями. Но откуда берется дополнительное усилие? Только от мотора, а ему для этого нужен бензин или солярка.
Летом ситуация усугубляется: резина размякает, «щипчики» шины слабеют, и для приведения их в действие требуется большее усилие. Для примера: представьте себе пинцет из мягкого железа. Трудно им работать или легко? Вопрос риторический.
В итоге, жарким летом при езде на шинах – «липучках» расход топлива увеличивается на 5-10%; на всесезонных шинах – до 3%. Зная расход своего боевого коня, вы, уважаемый читатель, сможете сами подсчитать, во что это выльется в деньгах, и сопоставить со стоимостью «переобувания».
Срок службы, комфорт, ходовая
А вдруг просто не оказалось денег на своевременную замену? Если ездить осторожно и не часто, можно ли ездить на зимней нешипованной резине летом? Ну, из-за поездок на дачу в выходные, не облысеют же шины совсем?
Характер износа зимних шин на летних дорогах не сводится к равномерному «облысению». Чуть более (скажем, из-за мелкого камешка) затронутое износом место дает своего рода крест напряжений на протекторе. В пучностях напряжений износ резко усиливается, и шина может менее чем за 100 км пробега стать «квадратной». От этого вполне современный и комфортабельный седан или хэтчбек превращается в костотряс наподобие газика-«козла» военных времен.
Такая езда, разумеется, не идет на пользу подвеске и ходовой части. Когда одумавшийся, наконец, владелец все-таки меняет шины, обнаруживаются разнообразные дефекты, а счет СТО оказывается куда внушительнее неразумной экономии.
Вывод
Если вы задумываетесь, можно ли ездить на зимней резине летом, штраф ГИБДД вам не грозит. По большому счету, оставив на лето зимние шины, вы сами себя оштрафуете более, чем самый алчный гаишник. И, возможно, штраф будет выражаться не денежной суммой, а жизнью, здоровьем и свободой.