Оглавление:
- Подбор моторного масла
- Классификация моторных масел
- Можно ли смешивать моторные масла?
- Срок годности моторного масла
Как известно, техническое масло, то есть масляная его основа – это продукт, получаемый в результате переработки нефти. В состав моторной жидкости, кроме этой основы, входят различные присадки. Прежде чем вы отправитесь за покупкой моторной жидкости, нужно определиться с основными его характеристиками и знать, от чего зависит то или иное качество.
Подбор моторного масла
Требования, которые предъявляются моторным маслам – это соответствие международным стандартам. Еще они должны отвечать нуждам производителей автомобилей разных фирм. Ведь все двигатели устроены по-разному, и поэтому технические характеристики моторного масла должны быть подогнаны под индивидуальные потребности мотора данной марки.
Только профессионалы, работающие над созданием двигателей, способны определить, какие присадки необходимо ввести в производство масел для той или иной модели.
Присадки, представляющие собой различные химические вещества, требуются для того, чтобы увеличить качество смазки и другие положительные характеристики технических масел: срок эксплуатации, температуру закипания и т.д. Требуется несколько видов таких присадок. Одни для нормализации уровня вязкости, другие для придания устойчивости к высокой температуре или очищения от нагара.
В зависимости от химического состава моторные жидкости бывают нескольких видов:
- Минеральные основы. Минеральное моторное масло получается в процессе нефтепереработки. Натуральный состав с минеральными добавками меняет консистенцию, при нагревании становясь более жидким, а при охлаждении густея. Минеральный технический состав не сможет помочь в запуске двигателя при температуре ниже 25 градусов мороза. Однако, минеральная жидкость дешевле всех остальных.
- Синтетические. Синтетическое масло синтезируют химическим путем. Синтетика отличается от минеральных основ тем, что не изменяет свои свойства и находится в одном виде и при очень высокой температуре, и при довольно низкой. Стабильность в любом температурном режиме – достоинство синтетического аналога.
- Полусинтетические. Такое масло является золотой серединой: имея достаточно доступную цену, оно намного лучше по качественным свойствам, чем минеральные виды. Например, они намного более устойчивы к нестандартным температурам. Полусинтетический вид жидкости прекрасно подойдет для использования в двигателях автомобилей с пробегом от 100 до 500 тысяч километров. Этот вид моторной жидкости получают смешиванием минерального и синтетического видов, пропорции разные, в основном, от 50:50 или 70:30.
Зная, при каких температурных условиях будет работать ваш двигатель, соответственно делайте подбор моторного масла.
Классификация моторных масел
Классификация SAE
Марки и характеристики моторных масел во многом зависят от такого параметра, как вязкость. Вязкость позволяет уменьшить трение деталей двигателя друг о друга. Особенно это актуально для поршней, находящихся в цилиндре. Они ко всему прочему должны быть герметичны.
Распределение технического масла по параметру вязкости называется «Классификация SAE». Эта классификация определяет изменение консистенции жидкости в связи с ее реакцией на различную температуру. Другими словами, SAE – это параметр, определяющий диапазон температуры, в котором состав имеет консистенцию, обеспечивающую гарантированную работу двигателя в безопасном режиме.
Эта характеристика обязательно обозначается на упаковках моторных масел. Примерно так: SAE 5W-30. Расшифровка масел моторных в этом случае такова:
- буква W – зима, то есть, возможно использование в автомобилях в зимнее время.
- Первая цифра, 5 – минимальная температура, при которой возможен запуск автомобильного двигателя. Для определения этой температуры нужно вычесть ее из 40. Для масла SAE 5W-30 эта температура составит 40-5=35 градусов. Значит, нижняя граница -35 градусов мороза.
- Цифра 30- это максимальная температурная граница. Она показывает самый низкий и высокий уровень вязкости в двигателе. Чем выше этот параметр, тем более густая моторная жидкость.
Классификация API
API – эта классификация качеств моторного масла (Американский институт топлива) по качеству, созданная в 1969 году. Данная классификация определяет двигатель по его типу: на бензиновом или дизельном топливе. Эта классификация должна быть написана на упаковке, если нет ее обозначения, значит, сертификат API этому типу состава не был присвоен.
Зачастую моторные масла в этой классификации имеют такой вид: API SJ, API CF-4 или API SJ/CF-4.
В этих обозначениях первая буква является характеристикой для обозначения типа состава:
- масло моторное для бензиновых двигателей – буква S;
- масло моторное для дизельных двигателей – С;
- бывают смешанные типы, тогда они обозначаются двумя буквами: S/С.
API SJ/CF-4 трактуется следующим образом: масло смешанного применения, возможно использование и в дизельных, и в бензиновых движках, но предпочтительней применение в бензиновом двигателе, потому как первой в коде стоит буква S.
Классификация ACEA
ACEA – европейский стандарт, был основан в 1995 году, изменен в 2002 и 2004.
Все фирмы, производящие масло по этому стандарту и применяющие на этикетке знак классификации европейского стандарта, должны пройти проверку своего продукта по нормам European Engine Lubricant Quality Management System. Компания, несущая ответственность за то, чтобы моторные жидкости соответствовали нормам европейских стандартов качества – EELQMS.
Менять жидкость на продукцию другой фирмы или другой тип не стоит, если на это нет веских причин. Такими причинами можно назвать повышение его расхода или видимая утечка. Иначе при частой смене вида жидкости вы наносите вред своему автомобилю.
Если пробег вашего авто достаточно большой, перейдите на более густую консистенцию, полусинтетическое масло с высокотемпературной вязкостью для этого будет лучшим вариантом.
В расшифровке это будет обозначение в виде цифры после буквы W.
Можно ли смешивать моторные масла?
Многих автолюбителей тревожит вопрос, а можно смешивать моторные масла или нет? Можно ли использовать в одном двигателе разные виды и типы масел, однозначно сказать невозможно. Некоторые автомобилисты думают, что если смешать минеральный состав с синтетическим, оно свернется и приобретет консистенцию геля. Этого, конечно, не происходит, но смешивать разные моторные жидкости самостоятельно не стоит.
Процесс смешивания минерального и синтетического вида масел происходит до того, как в них добавлены присадки, смешиваются только масляные основы. Поэтому никаких изменений с ними не происходит. А вот говорить о том, что не произойдет какой-нибудь химической реакции между присадками, входящими в их состав, гарантированно никто не можем. Тем более, если жидкости от разных производителей. Вред, который будет нанесен двигателю, предугадать невозможно.
Если вам хочется долить в двигатель другое масло, пусть это будет продукция одного производителя.
Не стоит также забывать о том, что когда вы меняете моторную жидкость, в двигателе находятся остатки старого, около 5 процентов. Нужно промыть двигатель в том случае, если предстоит залить в него новое масло от другого производителя.
Срок годности моторного масла
То, что масло нужно менять достаточно часто, понятно, но насколько часто? И как определить, срок годности моторного масла, когда его пора менять? Ведь цена хорошего качественного жидкого помощника довольно высока, и мало кому захочется покупать его каждый квартал.
В среднем замена моторной жидкости производится после прохождения автомобилем от 5 до 8 тысяч километров. Для тех, кто ездит аккуратно, не напрягая мотор, эту планку можно поднять до 10 или даже 12 тысяч километров.
На продолжительность эксплуатации масла в двигателе может напрямую повлиять, насколько качественный бензин вы используете, и соответствует ли он вашему типу двигателя. Если качество топлива, на котором работает ваш двигатель, низкое, то некоторые его жидкие частицы попадают в масло и могут повлиять на уровень его вязкости. Тогда срок его службы уменьшается.
А какое моторное масло Вы считаете наилучшим для своего авто? Поделитесь своим мнением в комментариях.