Чтобы эффективно влиять на аудиторию, СМИ недостаточно просто печатать информацию, подавать ее с экранов и распространять в сети. Тем, кто все это оплачивает и дергает за веревочки, необходимо совершенно точное знание, что именно цепляет аудиторию, что интересно слушателю и зрителю. Изучение медиа, СМИ и охваченной ими аудитории — это крупные медиаисследования, которыми занимаются серьезные компании.
Работа делится на несколько неравнозначных направлений, которые в результате дают целостную картину состояния пространства медиа. Востребована данная услуга главным образом рекламодателями, желающими повысить отдачу от рекламы. Условно можно выделить следующие три направления исследований.
Во-первых, измерение количества контактов респондентов со СМИ и их качество. Во-вторых, это мониторинг всего, что связано с медиа: тиражей периодики, рекламы, эфира. В-третьих, и это самая сложная часть исследований, изучение аудитории для выявления ее реакции, мнения, ориентаций и предпочтений. Сюда же можно отнести выявление целевых аудиторий и их сегментирование.
Главный инструмент, который используют медиаисследования, — социология. Результат работы и ее качество — это качество социологического исследования, правильная методика (например, опрос или анкетирование), репрезентативность (представленность в равных пропорциях всех нужных категорий аудитории) и достаточная выборка респондентов.
Исследования проводятся с разной периодичностью. Это может быть разовое мероприятие, периодичное и даже многолетний мониторинг. Самым простым и видимым результатом для обычного человека становится, например, время и вид рекламного блока в телевизоре, длительность и периодичность его трансляции. Одновременно рекламодатель определяет свои затраты и оптимальное решение для очередного ролика, а телевизионщики — стоимость его показа в своей сетке.