В последние несколько лет у отечественных продавцов можно заметить склонность вывешивать объявления о том, что проданная ими продукция не подлежит обмену и возврату. Чтобы не стать жертвой уловки и ухода продавцов от ответственности, следует знать, какие товары не подлежат обмену и возвратусогласно российскому законодательству.
Такие объявления увидеть можно где угодно: в отделах по продаже белья, бытовой техники и прочих товаров. Чтобы не теряться в таких ситуациях, следует точно знать, какие из товаров не могут быть возвращены. Тем более что специальное приложение к закону, защищающему потребительские товары, чётко регламентирует этот вопрос.
Список товаров, не подлежащих обмену и возврату
Современное российское законодательство определяет, какие товары не подлежат обмену и возврату в течение 14 дней, в отличие от всех прочих. Ознакомившись с этим перечнем, вы будете точно знать, какую продукцию можно требовать обменять, а какую, увы, нет:
- товары для лечения и профилактики заболеваний. Сюда относятся не только лекарства, но также и медицинские изделия из резины, текстиля, металла, стекла. Кроме того, не обмениваются медицинские приборы, контактные линзы и прочие подобные средства. Причины проста: все они имеют условия хранения, и нельзя проверить, соблюдались эти требования или нет;
- товары личной гигиены, парфюмерия и косметика. Тут всё совершенно логично. Зубную щётку, расчёску, парик, шампунь, духи или одеколон никто не согласится менять, если они уже могли быть хотя бы один раз использованы;
- посуда, кухонные и столовые приборы, ёмкости для напитков и еды. Тут тоже всё логично: законодательство исходит из вопросов медицинской безопасности;
- ткани из льна, шёлка, шерсти, синтетики, хлопка, а также ленты, кружево и прочие аналогичные товары;
- чулки, носки, колготки, нижнее бельё, трикотажные изделия. Заметьте, что если продавец предлагает примерить что-либо из этого, то он уже нарушает торговое законодательство. Ведь мало ли чем можно заразиться от других людей, которые примеряли изделие до вас;
- провода, шнуры и кабели. Проверить их исправность после покупки не будет возможности;
- бытовая мебель: столы, стулья, гарнитуры, табуреты и прочее. Проверять, не осталось ли каких-либо повреждений после покупки, никто не станет, само собой;
- отделочные и строительные материалы (линолеум, ковры, паркет, плёнка). Правда, если товар продавался штучно, а не на метраж, то его можно будет обменять;
- бытовые химические средства, яды, сельскохозяйственная химия и прочая аналогичная продукция;
- ювелирные изделия, огранённые драгоценные камни, изделия из драгметаллов или с использованием драгоценных и полудрагоценных камней;
- огнестрельное оружие, патроны, запчасти для гражданского и служебного оружия. Здесь законодательное требование также диктуется вопросом безопасности;
- любые транспортные средства и мобильные механические устройства. То есть не только легковые и грузовые автомобили, но и прочие механизмы, начиная от прицепов и заканчивая прогулочными катерами;
- сложные бытовые товары с гарантийными сроками. Сюда относятся различные станки для резки металла и дерева, электрические приборы и машины, вычислительная аппаратура (компьютеры, мобильные гаджеты), радиоэлектронная техника, телефоны и факсы, электронные игрушки и прочие аналогичные товары.
Кроме того, отвечая на вопрос о том, какие товары надлежащего качества не подлежат обмену и возврату, следует добавить сюда альбомы, книги и брошюры, то есть любую непериодическую литературу. Ещё сюда же относятся растения и животные: трудно поверить, но некоторые покупатели полагают, что их можно обменивать после покупки. Это ошибочное мнение.
Как определить размер ноги: собираемся в обувной магазинКак покупать продукты в супермаркете? Полезные советы вы найдете здесь.
Специфика и подоплёка
Многие покупатели не очень разбираются в данном вопросе. Между тем, всё довольно просто. Важно соблюсти баланс между интересами продавца и покупателя. Ведь если выявлен брак и любые недостатки, то товар можно обменять, отремонтировать или хотя бы вернуть деньги. Об этом подробно написано в статье 18 всё того же закона, стоящего на страже потребительских прав.
А вот если бы можно было легко обменивать любые товары даже при отсутствии недостатков, то слишком много предприимчивых людей в нашей стране пользовались бы этим, вместо покупки осуществляя «бесплатный прокат». Например, можно было бы купить книгу, прочитать её и вернуть. Или купить компьютер, попользоваться им и потом тоже вернуть. Согласитесь, никакая торговля тогда вообще не была бы возможной.
Подкованность и грамотность в этом вопросе позволят избежать обмана со стороны недобросовестные продавцов. Например, многие молодые мамочки не знают, какие детские товары не подлежат обмену и возврату, и по этой причине им могут продать некачественную продукцию, а потом не принять её обратно и не вернуть деньги.
Между тем не только детские, но и взрослые товары не могут быть возвращены только в случае, если относятся к упомянутому списку и если у них нет брака и недостатков. Если же вам продали некачественную продукцию, вы можете потребовать обменять, бесплатно отремонтировать товар, либо вернуть деньги.
Если продавец откажет вам, вы вправе обратиться за поддержкой в общество по защите прав потребителей, предварительно оформив своё требование письменно в двух экземплярах. Особо «запущенные» случаи, связанные с дорогими покупками, можно и вовсе решать в судебном порядке.