Наконец-то вы прошли три собеседования и получили приглашение на новую работу, о которой давно мечтали. Замечательно. Это несомненная победа и новая ступенька в вашей профессиональной карьере.
Вы открываете дверь в офис. На вас враждебно пялится толстая тётка с полным ртом золотых зубов. Девица с короткой стрижкой в углу нервно стучит пальцами по клавиатуре, упорно не желая вас замечать. За ксероксом стоит всклокоченный мужчина и что-то невнятно бормочет себе под нос. Вы чувствуете себя как минимум шпионом во вражеском стане. И наружу выползают все ваши страхи. Как примет вас новый коллектив? Сможете ли вы проявить себя на все сто и стать успешным игроком команды.
Сложившийся коллектив подобен единому организму. Все процессы отлажены, роли распределены, требования к личностным качествам и внешнему виду членов коллектива установлены. Появление «варяга» похоже на пересадку донорского органа и не всегда воспринимается положительно. Часто новичка рассматривают как потенциальную угрозу собственному положению. Вдруг он будет работать лучше ветеранов, и руководство решится на их увольнение?
Аутсайдер – человек, пришедший извне, сам того не желая, нарушает установившуюся динамику группы. Его нужно ввести в курс дела, считаться с ним. Он влияет на баланс сил, сложившийся в группе, может претендовать на место неформального лидера. В целом, приспосабливаться придется как ему, так и команде, в которую он вливается. Коллектив не всегда готов к подобным изменениям. Дело осложнится еще больше, если вас взяли на место другого – любимца группы. В таком случае вы можете столкнуться с открытой неприязнью.
Не пугайтесь – через месяц все эти враждебные элементы станут родными и близкими: Татьяной Павловной, Мариночкой и Сергеем Ивановичем. Несколько простых советов помогут вам прижиться в коллективе и стать «своим среди чужих».
- Постарайтесь как можно скорее познакомиться с коллегами. Люди любят, когда к ним обращаются по имени. Приложите все усилия к тому, чтобы запомнить и не путать имена сотрудников. Можете сделать для себя маленькую шпаргалку. Безличное обращение вызывает раздражение и неприятие. Будьте дружелюбны, общайтесь со всеми коллегами ровно и вежливо. Старайтесь первое время общаться исключительно по профессиональным вопросам, но в то же время не отказывайтесь от приглашения пообедать вместе или выпить чаю. Не стремитесь привлечь к себе внимание экстравагантным поведением и не навязывайтесь людям, делясь своими внутренними переживаниями. Не пытайтесь разобраться во всех тонкостях внутриофисной борьбы и присоединиться к одной из группировок.
- Узнайте о требованиях к сотрудникам и «неписаных» правилах. Попросите наиболее дружелюбно настроенного к вам сотрудника рассказать вам о корпоративной культуре, традициях и нормах поведения принятых в компании. Расспросите их о дресс-коде. Старайтесь не выделяться из общей массы сотрудников. Даже если вы любите готично-черный, а в офисе носят скучный серый кэжуал, то на время вам придется стать хамелеоном. Приходите на работу в одежде того стиля, который принят в компании. Неопрятный, неухоженный вид или же, наоборот, вызывающая одежда, повлияют на то, как к вам будут относиться коллеги.
- Будьте профессионалом. Сосредоточьтесь на том, чтобы проявить себя с лучшей стороны. Не опаздывайте. Планируйте время так, чтобы приходить в офис за 10-15 минут до начала рабочего дня. Не думайте, что вашего опоздания никто не заметит, потому что вы новичок. Помните, за вами пристально наблюдают, и вам не простят того, что прощают зарекомендовавшим себя сотрудникам. Если необходимо, задерживайтесь подольше, чтобы закончить нерешенные вопросы. Внимательно наблюдайте за всем, что происходит. Меньше говорите и больше слушайте, о чем говорят в курилке, во время обеденного перерыва, на корпоративах. Не стесняйтесь задавать вопросы, если вам что-то непонятно. Лучше спросить сейчас, чем потом совершить глупую ошибку. Ваш успех зависит от того, насколько быстро и качественно вы выполняете свои профессиональные обязанности.
- И самое главное – будьте сами собой и не теряйте чувства юмора! Даже если вы сделали что-то не так, не зацикливайтесь на своих ошибках и продолжайте двигаться вперед. Чем скорее у вас появится чувство принадлежности к компании («Успех компании – мой успех!», а не «Я сам по себе, они сами по себе») и чувство собственности («Мы делаем общее важное дело!», а не просто «Это место, где мне платят зарплату»), тем скорее вы станете неотъемлемой частью группы.