Глубокое кожаное кресло, собственный секретарь, годовое собрание акционеров… Как долго Вы шли к этому? И вот вы у цели! Заветный приказ подписан! Вступление в должность ожидается на следующей неделе!
Уже! Вы растеряны. Ощущение собственного превосходства начинает постепенно проходить. Вопросы типа «Смогу ли я?» и «С чего начать?» уже начинают мешать спать и даже в некоторой мере отравлять то чувство радостного удовлетворения, что вы испытали, получив повышение.
По статистике, каждый третий специалист, допущенный на руководящую должность впервые, теряется. Как правило, новички боятся огромной ответственности. Но сильнее всего страх подвести того, кто вызвался вас рекомендовать.
Для того, чтобы стать хорошим руководителем, мало иметь многолетний опыт, обладать определенными знаниями и навыками. Чрезвычайно важно уметь держать под контролем собственные эмоции и межличностные отношения в коллективе, не поддаваться искушению «сломаться».
- Истина первая: начинать всегда сложно! Но оно стоит того!
Если Вы расслаблены сверх меры – вы уже в группе риска. Автоматически появляется вероятность того, что вы не справитесь.
Чрезмерное напряжение также не способствует продуктивной работе. Вы станете заложником собственных страхов и застопоритесь на одном месте.
Итак, вопрос первый «Смогу ли я?»
Успокойтесь. Сможете. Если вас назначили – это уже показатель. Без основательных к тому предпосылок повышения бы не произошло. В вас поверили, ощутите это. Теперь главное – плавно войти в роль.
«С чего начать?»
Соберитесь. Эйфорию лучше оставить дома. С собой возьмите только светлый ум и здравый расчет. На первых порах не совершайте резких движений. Не предпринимайте попыток изменить всю систему в корне. В этот период как раз лучше воспользоваться опытом Вашего предшественника, если, конечно, он был положительным.
- Истина вторая: Вы должны уметь руководить. Или хотя бы иметь представление, как это делается.
Постичь науку искусного управленца можно. Это все равно, что клубок распутать. Главное, найти с чего начать.
- Истина третья: все познается в процессе!
Азы менеджмента. Внешняя и внутренняя среда предприятия
Внутренняя среда – это все, что происходит внутри Вашего учреждения. Вы можете на это влиять. Более того, вы обязаны это делать.
Сюда относятся цели и задачи вашего предприятия (чем они конкретнее, тем лучше), технология, структура компании и, разумеется, главная движущая сила – кадровый состав.
Любая организация подразумевает существование, как минимум, двух человек, объединенных общими целями и задачами, при этом считающих себя коллективом.
Достижение цели – конечный результат, выведенный, непременно, едиными усилиями. Здесь крайне важна правильная мотивация сотрудников. Они не должны конкурировать друг с другом, их миссия – действовать сообща, быть командой.
Задача рассматривается как часть целого на пути к достижению цели. Как правило, это работа, связанная с людьми, предметами или информацией и закрепленная за определенным человеком. Сроки при этом должны быть оговорены заранее.
Не менее важна, при этом технология, как средство преобразования исходного материала в конкретный продукт. Здесь важно учесть все: уровень квалификации персонала, наличие оборудования, технического задания, достаточной информации и т.д.
Таким образом, мы понимаем, что просто набрать хороших сотрудников будет недостаточным. Надо суметь правильно поставить их работу.
Для этого и существует структура предприятия.
Как правило, это специализированное разделение труда. Большинство современных организаций сегодня идет по этому пути. Такая концепция подразумевает четкое функциональное распределение обязанностей.
При этом различают горизонтальное распределение и вертикальное. Во втором случае иерархия прослеживается более явно. Основная идея – осуществление ступенчатого многоуровнего управления.
Что касается сферы контроля, то она может быть широкой либо узкой: широкая подразумевает подчинение большого числа сотрудников одному руководителю, узкая – нескольким (в пределах функциональной области).
Помните! Четко и правильно организованная работа может считаться на четверть выполненной.
Однако эффективное управление предприятием невозможно без конструктивного взаимодействия с внешней средой. Грамотный менеджер знает, что игнорировать ее элементы непростительно. Сюда относятся государственные и кредитные учреждения, поставщики, потребители и конкурирующие организации.
Иногда внешняя среда играет за нас, иногда – против нас. Так или иначе, ее нужно тщательно изучить. Только так ее можно направить в нужное русло или, по меньшей мере, не обратить себе во вред.
Основная сложность заключается в том, что внешняя среда довольно изменчива и даже во многом относительна. Оценить ее моментально и однозначно практически невозможно.
Оптимальный вариант – попытаться проследить ее динамику и никогда не упускать конкурентов из поля видения. Не забывайте также про законы, которые постоянно меняются. Мы то с вами хорошо знаем, что их незнание от ответственности не освобождает!
Среда косвенного воздействия менее агрессивна, но и менее изучена. Такие факторы, как экономический и социокультурный, оказывают влияние на покупательскую способность и организацию предприятия. И даже политическая обстановка в стране и в мире может сыграть свою судьбоносную роль.
Удачи Вам в Вашем нелегком деле!