Оглавление:
Любого начинающего предпринимателя, занимающегося торговлей, интересует, как рассчитать наценку – так, чтобы и товар продался, и для себя убытка не было. Чтобы правильно и грамотно провести все расчеты, нужно понимать, что такое наценка, зачем она нужна и как определяется.
Наценка как понятие
То, что в итоге мы получаем после реализации продукции – это в основном она и есть. Сюда входят сопутствующие расходы на транспортировку и хранение товара, аренду магазина, зарплату реализаторам и т.д. Как математическое понятие, это процесс прибавления к закупочной цене еще несколько процентов от нее. По итогу мы имеем розничную стоимость, которая и будет выставлена на ценнике или в прайс-листе. Иногда наценка бывает фиксированной, то есть к закупочной себестоимости прибавляется строго установленная сумма.
От чего зависит размер
Различные факторы, от которых может зависеть размер наценки:
- От вида товара. Например, максимальная наценка на продукты питания составляет не более 20%, на моющие средства и бытовую химию – до 50%, на косметику и бижутерию – от 50 до 130 %, на автопринадлежности – до 50 %.
- От того, относится ли продукция к монопольному производству. Монополия имеет право выставлять какие угодно цены и, соответственно, контролировать наценки на свою продукцию. Но существует и антимонопольный комитет, который контролирует стоимость товаров первой необходимости – например, хлеба и молока. Поэтому на два последних продукта накрутки значительно ниже.
- От поставщиков. Чаще всего именно эти люди сообщают о максимальном установленном проценте, который вы можете накидывать сверху стоимости закупа.
- От конкурентов. Как бы выгодно не было для вас продать подороже, если у соперничающей лавочки через дорогу цена ниже в разы, вам тоже ничего не останется, как сбавить свои аппетиты.
- От сезона. В зависимости от времени года и приближающихся праздников наценка может увеличиваться в несколько раз – к примеру, на цветы, сувениры, парфюмерию и пр.
- От вашей совести. Даже если никаких конкурентов и антимонопольных комитетов поблизости нет, слишком наглеть нельзя. Покупатели – тоже люди. Можно больше заработать, продав десять единиц со скидкой, чем одну без нее. Помните об этом, проставляя цифры на этикетках и ценниках.
Если приобрели некачественную продукцию: Можно ли вернуть товар без чека и как при этом действовать?.
По какой формуле рассчитывается
Нужно к закупочной стоимости прибавить сумму допустимого процента. Если вы забыли, как высчитать процент, спросите у сына-школьника. Для наглядности:
- если крем для лица стоит при закупке 200 руб., а процент наценки – 30, то тогда умножьте 200 на 0,3 – и получите 60 руб., которые и будут наценкой на ваш крем. Конечная стоимость косметического средства составит 260 руб. Все элементарно.
По аналогичной системе вы можете легко высчитать, по какой цене закупают продукцию ваши самые серьезные конкуренты. Если вы знаете, что они продают пудру, допустим, по 100 рублей за коробочку, а средняя надбавка на косметику у их поставщиков – 40%, несложно произвести расчет. Для этого 100 разделим на 140%. Получится 0,714… руб. Теперь снова множим результат на 100, и получаем приблизительную закупочную цену рассыпчатой пудры для лица у конкурентов – 71 рубль с копейками. Очевидно, что ничего сложного в расчете наценки нет, справится даже тот, кто в школе с трудом тянул математику на «троечку».