Короткий ответ – да, можно почти всегда. Когда же вы выясняете, можно ли вернуть товар без чека в вашем конкретном случае, то обнаруживается много тонкостей и подводных камней.
Товар возвращают продавцу в одной из трех ситуаций:
- когда товар явно бракованный;
- когда товар качественный, но не подошел и подлежит обмену;
- когда товар качественный, но не подошел и не подлежит обмену.
Порядок действий в каждой из ситуаций отличается не слишком сильно, но предполагаемая результативность от первого к последней уменьшается. Очень помогут свидетели покупки, но отчаиваться не стоит и без них.
Пожалуй, воевать за возврат не подходящих по цвету дивана или магнитолы стоит разве что ради нового жизненного опыта. Или если магнитола дорогая, и не подходит вам не цвет, а совершенно нестандартная вилка для розетки, действительно исключающая использование покупки.
Если покупка некачественная
Это самый простой случай. Право отказаться от брака, даже купленного на лотке под открытым небом, непреложно. Закон «О защите прав потребителей» однозначно разъясняет, что отсутствие документов о покупке и условиях приобретения товаров не может быть основанием для отказа в удовлетворении требований о возврате брака. При этом закон не возлагает на покупателя обязанности доказывать факт приобретения. По технически сложным товарам претензию нужно предъявить в течение 15 дней после покупки.
Если товар и впрямь куплен на лотке, то начинать стоит с простого визита к продавцу. Далеко не каждый лоточник хочет вас обмануть, и очень часто продавцы-одиночки действительно знают свой товар «в лицо». И понимают, что сопротивление будет означать только лишние потерянные часы. Если товар недорогой, проще вернуть деньги, чем пытаться доказать свою непричастность к его продаже через суд.
Если речь о нескольких сотнях или тысячах долларов и совершенно стандартной вещи, то продавец может и «забыть» о продаже. Однако память его можно стимулировать грамотно составленной письменной претензией. Претензию нужно вручить продавцу под роспись.
С другой стороны, если негодный товар уже распродан, то лоточник- авантюрист может попытаться доказать, что не имеет к вещи никакого отношения. Ведь строгий учет каждой единицы товара на лотках не ведется, да и серийные номера есть не у каждой вещи. В таком случае, потребителю для доказывания своей правоты приходится прибегать к свидетельским показаниям. Если свидетелей нет, победить в споре может любая сторона. Иногда такие споры завершаются в суде, и шансы на успех при отсутствии явных доказательств покупки – 50/50. Все зависит от интуиции и дотошности судьи.
В стационарном магазине шансов на успех больше. Хотя претензию вам придется оформлять письменно в любом случае, ведь на предприятии, через которое проходит несколько тысяч человек в день, запомнить каждого покупателя нереально. Однако доказательством вашей правоты здесь уже могут служить и ценники, и бирки, и фирменная упаковка товара, и серийный номер устройства, наверняка отраженный во внутренней документации магазина. Так что в целом шансы на возврат некачественного товара выше. Предъявлять претензию о покупке явного брака можно в течение гарантийного срока, срока годности, или, если такие сроки не установлены – в течение двух лет после приобретения. Требование о 15 днях для заявлении рекламации касается только легко устраняемых дефектов в технически сложных устройствах.
Кстати, гарантийный талон вообще не входит в число оснований для возврата товаров, он нужен только для гарантийной мастерской. Однако при наличии отметок в нем может послужить дополнительным доказательством покупки.
Итак, если речь о некачественном товаре, то ответ на вопрос «можно ли вернуть товар без чека и гарантийного талона» - да, причем даже в большинстве сложных и труднодоказуемых случаев.
Как не ошибиться в продуктовом магазине и купить качественные и свежие продукты? Читайте об этом в нашей статье
Если обновка разонравилась
Большинство товаров надлежащего качества тоже можно обменять, но только в течение 14 дней. Однако здесь обязанность доказывания факта покупки уже прямо возложена на потребителя. Закон требует сохранения товарного вида продукта и наличия чека, но не возражает и против свидетельских показаний по поводу приобретения товара. Если нет никаких подтверждений покупки, то товар обменять проблематично, и судья, вероятно, отнесется к такому иску менее внимательно, чем к заявлению о покупке брака. Хотя принести в магазин заявление о возврате и сослаться на любые факты, которые могут послужить доказательствами, все равно стоит. Продвинутые магазины нередко идут навстречу покупателям, особенно если те действительно настаивают на обмене, а не возврате денег.
Если, пытаясь вернуть не товар, а деньги, вы просите обменять дорогостоящую покупку на изделие с нереальными характеристиками, то магазин, возможно, будет защищаться до последнего. Но попробовать подать претензию все же стоит. И если свидетелей нет, то укажите в качестве свидетеля продавца. Иногда это помогает: руководство магазина склонно защищать свой персонал от стресса судебных разбирательств.
Узнайте, в чем отличие обычного кредита от ипотечного. Консультация эксперта в нашей статье.Как правильно покупать в супермаркете, чтобы сэкономить деньги и уберечь себя от случайных покупок. Читайте об этом здесь.
Если товар менять не положено
Существует перечень товаров, которые при надлежащем их качестве менять не положено. В нем целых 14 позиций, от белья до автомобилей и мебели. Если бюстгальтер или диван не расползаются по швам, то вернуть их проблематично даже по чеку. Но при наличии свидетелей покупки и этот вариант не совсем безнадежен. Можно доказывать в суде (а для начала тоже написать в претензии), что продавец нарушил ваши права, например, не сообщив необходимой информации о покупке (для сложнотехнических товаров – виды разъемов или особенности функций, для белья – правила ухода, которые вы выполнить не можете).
Вернуть товар без чека (как и с чеком) очевидно нельзя, если речь о доброкачественных товарах невысокой стоимости, не подлежащих обмену и легко оцениваемых на глазок. Например, о книгах, тесьме и кружевах, удобрениях или предметах личной гигиены.