Поиск работы — процесс нервный, отнимающий много сил и времени, да при этом еще не всегда эффективный. Его успешность зависит от многих факторов, некоторыми из которых управлять невозможно. Если у соискателя нет образования, его возможности очень ограничены. Если в городе нет предприятий нужного ему профиля — с этим ничего не поделаешь. Если и диплом есть, и работа по специальности, но оплачивается низковато — на это тоже не так просто повлиять. А вот когда и диплом, и работа, и оплата устраивает, но вакансии как-то постоянно уплывают из-под носа — проблема явно в неумении подать себя, показать, как говорится, товар лицом. Можно сокрушаться и жаловаться на несправедливость судьбы, но гораздо полезнее овладеть теми инструментами самопрезентации, которые доступны каждому и доказали свою действенность. Правильно составленное резюме — один из таких инструментов.
Если вы не знаете, как правильно составить резюме, образец можно скачать здесь.
А основные принципы его составления мы рассмотрим здесь и сейчас.
Составные части резюме
Писать резюме в свободной художественной форме — большая ошибка, даже если вы претендуете на должность копирайтера в рекламном агентстве и хотите продемонстрировать богатство стиля. Менеджер, просматривающий десятки таких бумаг в день, не очень восприимчив к художественным приемам. В резюме он ищет исключительно полезную информацию и найти ее хочет быстро. Этому помогает единообразная структура документа.
В самом начале укажите имя и фамилию, затем контактные данные (адрес, номер телефона для связи, электронный адрес).
Во втором блоке — должность, которую вы хотели бы занять. Тут возможны варианты: либо это универсальное резюме на всякий случай, либо вы составляете его с ориентацией на конкретную компанию и место в ней. Во втором случае вы можете высказаться гораздо конкретнее, но и в первом желательна такая определенность формулировки, которая позволит кадровику сразу понять, есть у него для вас вакансия или нет.
Дальше нужно представить себя в плане профессиональной подготовки. Опишите свои профессиональные качества: навыки, умения, что у вас получается особенно хорошо, самые показательные достижения в этой сфере. Перечислите предприятия и должности, на которых работали в последние годы. Начните с предыдущего места работы: точное название и адрес предприятия, телефон, по которому подтвердят всю предоставленную вами информацию. Указывайте не только занимаемую должность, но и свои обязанности, (они могут различаться на разных предприятиях), достижения и награды. В этот же блок включаются сведения об образовании, и не только основном. Большое значение имеют также курсы (в том числе стандартные курсы повышения квалификации), дополнительные образовательные курсы, позволившие вам получить еще какие-то полезные для работы навыки.
Особенности резюме для выпускников учебных заведений
Кажется, что вчерашним студентам, не имеющим практического опыта, в резюме писать не о чем. Тем, кто не знает, как составить резюме без опыта работы, можно дать несколько советов. Безусловно, для вас самая содержательная часть — это как раз сведения об образовании. Постарайтесь выделить в нем учебные курсы, имеющие практическую направленность, и акцентируйте внимание на навыках, которыми овладели. Укажите, где и какую практику вы проходили, в какой должности, что входило в круг ваших обязанностей. Если во время учебы вы работали, хотя бы временно или с неполной занятостью, но по специальности, обязательно опишите этот опыт.
Дополнительные сведения
Некоторые дополнительные сведения довольно высокого оцениваются работодателями и могут служить важным аргументом в вашу пользу. Среди них — знание одного из иностранных языков (какого именно, на каком уровне?), умение водить машину (и наличие водительских прав), пользование компьютером и знание интернет-технологий. Если эти умения и знания подкреплены документами или сертификатами — конечно, их нужно указать.
И напоследок еще пара полезных советов. Позаботьтесь об элементарной грамотности: не уверены в себе — попросите другого человека проверить текст резюме и исправить ошибки. Никогда не пишите неправды: будьте готовы подтвердить документами любые указанные вами сведения. Ну и, конечно, на забывайте, что уважающий себя менеджер по персоналу захочет проверить заинтересовавшую его информацию, связавшись с прошлыми работодателями.