Оглавление:
- Требования к освещению рабочего места школьника
- Выбор конструкции настольной лампы
- Выбор источника света
- Мощность настольной лампы
- Плафон настольной лампы
- Положение лампы на столе
Наиболее удобное и безвредное для глаз – естественное освещение. Но самые длинные дни, к сожалению, приходятся на летнее время, когда у школьников как раз проходят каникулы, а во время занятий им приходится заниматься преимущественно в условиях искусственного освещения, особенно зимой, когда без осветительных приборов занятия становятся просто невозможными. В такой ситуации неизбежно встаёт вопрос, как правильно выбрать настольную лампу для школьника.
Освещение рабочего стола и всей комнаты для младшего школьника, ученика средних классов и старшеклассника должно иметь высокую функциональность и отвечать некоторым специфическим требованиям. Поскольку школьник по несколько часов в день сидит при свете настольной лампы, то её свет не должен приносить ему вред.
В первую очередь настольная лампа, что недвусмысленно явствует из самого её названия, должна освещать столешницу рабочего стола или парты. При этом её конструкция должна создавать «островок света», а само излучение лампы не должно утомлять зрение. Оптимальным вариантом будет рассеянный свет без резких переходов света и тени.Требования к освещению рабочего места школьника
Согласно гигиеническим требованиям, освещение должно быть ровным, мягким, не дающим теней и бликов. Это обязательно нужно учитывать перед тем, как выбрать настольную лампу для школьника. Отсюда понятно и то, что одной настольной лампой обойтись не удастся, поэтому во время занятий включенным должен быть и верхний свет.
Шторы на окнах желательно повесить не сильно препятствующие проникновению солнечного света. Окно должно быть хорошо вымытым, без цветов и других затеняющих предметов на подоконнике. Нежелательно использовать в одном помещении лампы накаливания и люминесцентные лампы. Что же касается самой настольной лампы для школьника, то для неё важнейшими характеристиками являются функциональность, безопасность и удобство. Если освещение будет правильным, то глаза ребёнка будут меньше уставать, сам он меньше утомляться, а, значит, лучше справляться с учебной нагрузкой и успешней учиться.
Выбор конструкции настольной лампы
Решая, как выбрать настольную лампу для первоклассника, нужно помнить, что лучше всего, чтобы она имела простейшую конструкцию – тогда с ней легко будет управляться и самому ребёнку.
Для таких целей очень удобной показала себя лампа на штативе или гибкой ножке, которая, чтобы не упасть, накрепко фиксируется к столешнице. Ножка возможна любая: поворачивающаяся на шарнирах или полностью гибкая, в любом варианте с её помощью можно освещать любые участки стола, не передвигая саму лампу. Модели на прищепке хороши своей мобильностью.
Видео о том, как выбрать настольную лампу для школьника
Выбор источника света
Идеальными до сих пор считаются лампы накаливания, особенно с матовым исполнением. Хорошо подходят также современные светодиодные лампы, которые часто снабжаются диммером (реостатом), плавно регулирующим мощность светового потока. Благодаря этому каждый пользователь имеет возможность настроить освещённость стола под наиболее комфортабельные для него условия.
Но вот энергосберегающие лампы или лампочки дневного света не могут работать с реостатом, кроме того, у них холодный белый спектр, который далёк от естественного, к тому же они мерцают и в целом считаются вредными для глаз. Кроме того, принцип работы таких ламп требует наличия соединений ртути, которые очень вредны для здоровья. Если ребёнок случайно разобьёт такую лампу, то непременно вдохнёт вредных испарений ртути. Для таких ламп созданы несколько спектров излучения, которые указываются производителем на цоколе:
- ЛБХ – белый холодный свет;
- ЛД – дневной свет;
- ЛТБ – белый тёплый свет.
ЛТБ наиболее предпочтительный, поскольку этот спектр наиболее близок к спектру солнечного света.
Мощность настольной лампы
Настольные лампы – не те приборы, которые требуют максимальной мощности источников, 100 Вт для них максимум, иначе сидящему возле них человеку будет некомфортно. Если кого-то устраивает мощность 60 Вт, то пусть он и продолжает ей пользоваться, а тем, кому этого маловато, можно заменить такую лампу на 75-ваттную. К тому же, мощность лампы должна зависеть от размеров стола и цвета столешницы.
Следует помнить, что чем мощнее лампа накаливания, тем она сильнее греется (ведь на свет из её мощности уходят считанные проценты), так что она запросто может перегреть ребёнка и даже прожечь абажур. Поэтому, если школьник начинает жаловаться на вялость, быструю утомляемость и головную боль, то следует обратить внимание на его настольную лампу.Чем больше стол и темнее его поверхность, тем более яркую лампочку потребуется установить в лампу.
Плафон настольной лампы
Плафон настольной лампы важен, прежде всего, не столько своей ценой и стилевым направлением, а тем, что должен быть непрозрачным и направлять поток света на стол, отсекая бьющие в глаза яркие лучи лампочки. Кроме того, в нём должен быть отражатель, который смягчал бы свет благодаря рассеиванию.
Лампочка не должна выступать за края плафона, чтобы не поливать ярким светом глаза ученика.
По существу, плафон – главная деталь, которая должна повлиять на решение, какую настольную лампу выбрать для школьника.
На некоторые параметры плафона следует обращать особое внимание:
- Форма плафона. Для стола школьника лучше всего подойдёт светильник, имеющий плафон пирамидальной или конусообразной формы (узкая вершина и расширяющиеся книзу стенки). Благодаря такой форме настольная лампа обеспечит максимальное освещение.
- Цвет плафона не должен быть чересчур ярким, чтобы от него не уставали глаза, и ребёнок не отвлекался от занятий. Идеальным вариантом считается зелёный цвет, который не отвлекает и меньше других раздражает зрение. Спокойные пастельные тона также вполне подойдут.
Видео о том, какую настольную лампу выбрать для школьника
Материал плафона обычно представлен такими материалами, как стекло, ткань, пластик или металл.
- Пластмассовые плафоны могут выглядеть вполне презентабельно, но если пластик некачественный, а лампочка вкручена слишком мощная, то они способны расплавиться и вызвать пожар. Поэтому если уж и покупать плафон из пластика, то только толстый, прочный и непрозрачный (прозрачный будет бесполезен для своего назначения).
- Металл, безусловно, не горит и прочен, но моментально разогревается, из-за чего ребёнок, случайно коснувшийся плафона или пытающийся его поправить, может получить болезненный ожог.
- Очень функциональны тканевые плафоны, поскольку отлично рассеивают проходящий свет, но люди почему-то больше предпочитают использовать их в спальне. Видимо, из-за того, что ткань легко собирает пыль, что заставит обычного ребёнка чихать, а аллергика – страдать.
- Хотя стеклянные абажуры и самые красивые, но это не лучший вариант для школьника, поскольку стекло всегда может разбиться. Правда, специальное современное стекло разбить не так просто. В любом случае, стеклянный абажур должен быть также непрозрачным.
Выбирая для ученика настольную лампу, важно учесть и её высоту и размеры, поскольку здесь не годятся как чрезмерно маленькие, так и громоздкие изделия. Совсем нелишним будет узнать и мнение самого ученика, ведь лампа покупается надолго, и она должна ему сразу же понравиться, а не раздражать.
Положение лампы на столе
Что касается размещения настольной лампы на столе школьника, то оно, в первую очередь, зависит от того, кто он – правша или левша. То есть, в большинстве случаев лампа ставится на левом углу стола, но для левшей он меняется на правый, чтобы тень от руки не загораживала предмет внимания ученика. Лампа посредине стола может удовлетворить как правшей, так и левшей.
Часто для экономии места на столе светильники крепятся на находящихся рядом предметах (шкафах, полках) или стене.В любом случае нельзя использовать для освещения стола светильник, находящийся за спиной сидящего.
Следует напомнить ещё раз, о чём нельзя забывать при организации рабочего места школьника:
- избегать теней и бликов, выбирая для этого лампы с ровным мягким светом;
- нельзя позволять ребёнку работать с одной настольной лампой, а включать и верхний свет;
- нужно предоставить солнечному свету максимальную возможность для проникновения в комнату ученика: чаще мыть окна, подоконники освободить от цветов и других посторонних предметов, использовать светлые легкие шторы, пропускающие свет либо жалюзи.
Какие параметры настольной лампы для Вас наиболее важны? Расскажите об этом в комментариях.