Вопрос это непростой – где раки зимуют и где свистят? Двойной. Отвечать на который придется по порядку. Итак, вопрос первый...
Где раки зимуют?
Есть такое местечко. И поговорка такая есть. Старинная, дошедшая до нас со стародавних времен. И раньше, и сегодня раки на столе, да еще зимой, были деликатесом. А как их добывали зимой? Да просто. Разохотится барин раков вареных откушать, призовет к себе камердинера или лакея комнатного, и прикажет: хочу, мол, раков. Камердинер или лакей тут же приказ барский дворовым людишкам донесут: ступайте-де, раков ловить барину. Или в наказание за ослушание барин сам своих крепостных посылал туда, где раки зимуют. То есть, на реку или пруд. И шли крестьяне на реку да пруд, ломали лед, и бродили в студеной воде по колено, а то и по пояс, раков из нор вылавливая. Поскольку раки зимуют – в норах. Готовых или выкопанных собственноручно, то бишь, своими собственными клешнями. Крестьяне же, бывало, и болезни схватывали, и помирали от простуды, но волю барскую исполнять надобно беспрекословно.
Нора рака чем-то похожа на крохотную квартирку. Прихожая или коридор ведут в уютную комнату-спальню, рядом с которой обустроено несколько чуланчиков с припасами. Так вот рак и зимует, и не то, чтобы спит, а так, дремлет. Когда тепло, поближе к выходу подберется, а коли ударит мороз – поглубже в своей каморке устроится...
Вообще, ракам, конечно, от людей достается. И что они к сему беспозвоночному животному привязались? Аллегории разные, метафоры... Наверное, шибко похожи они, люди и раки. Посему и поговорок разных напридумывали:
- пятится, как рак (это о нерешительных человеках);
- на безрыбье и рак – рыба (дескать, в этом работничке ума с гулькин нос, но коли иного нет, то и такой сойдет);
- красный, как рак (ведь, не как малина или морковка);
- отправился раков кормить (это опять о человеке, только утопленнике);
- и, наконец: когда рак на горе свистнет.
Скажем, обещает человек исправиться. Стать честным и добропорядочным. Но веры ему нет никакой, ибо он это уже не единожды обещал. Вот и говорят о таком, что он исправится тогда, когда, дескать, рак на горе свистнет.
Вот тут настала пора ответить на вопрос второй...
Где свистят раки?
Да на горе – таков ответ. Но, поскольку наиболее неуверенно рак чувствует себя на суше, где он беспомощен и неуклюж, то на гору ему никак не забраться – доспехи панцирные не дадут. Посему он и пятится обратно к воде. Ну, а раз на гору ему никак не забраться, то он с нее и не свистнет. Никогда. Такие вот, граждане, дела.