Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это наиболее близкий к совершенной конкуренции тип рынка, так как это большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
В отличие от совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция подразумевает под собой, что каждая фирма продает конкретный товар, который отличается качеством, оформлением, престижностью, из-за чего у покупателя (потребителя) возникают «не ценовые предпочтения».
Рынок с монополистической конкуренцией имеет следующие особенности:
- Присутствие на рынке множества продавцов и покупателей (на рынке присутствует множество независящих друг от друга фирм (продавцов) и потребителей (продавцов), но не превышает количество, если бы присутствовала совершенная конкуренции;
- Низкие барьеры для вступления на рынок. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Могут возникнуть сложности с оформлением регистраций, патентов и лицензий;
- Для нормального финансово выгодного существования фирмы на рынке не только в краткосрочном, но и долгосрочных периодах, монополистически конкурентной фирме необходимо реализовывать (производить) разнородную по содержанию, но качественную продукцию, отличающуюся от той, которую предлагают фирмы-конкуренты. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду признаков (например, по химическим составам, упаковке, таре, форме, цвету);
- Полная доступность к информации покупателей и продавцов в условиях рынка.