В середине 90-х с приходом рыночной экономики поменялось в корень сознание бывших граждан СССР. Казалось бы, еще вчерашние незаконные фарцовщики теперь стали предпринимателями, а по телевизору все чаще слышатся бизнес-термины по типу аваля, брокеров и финансовых консультантов. С изменением законодательной базы в обиходе прочно закрепились и такие понятия, как консалтинг и аутсорсинг. В этой статье мы расскажем о консалтинге: что это такое простыми словами, а также какие разновидности существуют.
Определение консалтинга
Любому бизнесу независимо от сферы его деятельности иногда может потребоваться сторонняя консультация. Ни один человек не может знать всего, каким бы классным специалистом он ни являлся. Кроме того, в ряде случаев помогает свежий взгляд на возникшую проблему: решение может лежать на поверхности, однако, в силу инертности мышления сотрудники компании его попросту не замечают.
Консалтинг - это услуга, которая предполагает привлечение сторонних специалистов для проведения консультаций. Понятие не следует путать с аутсорсингом – привлечением в бизнес-процессы сторонних исполнителей, которым делегируется часть работы – например, ведение бухгалтерского учета или проведение рекламных кампаний. В то время как аутсорсинг гарантирует стопроцентный результат (заказчик получает строго оговоренный объем работ), консалтинг почти ничего не гарантирует. Сторонние эксперты, проанализировав проблему, дают рекомендации по ее решению. А вот успешность принятых мер уже зависит от руководства и персонала компании.
Возможно такое, что самая лучшая стратегия по выходу из кризисной ситуации оказывается невыгодной из-за неправленых действий сотрудников компании, заказавших консалтинговые услуги: может попросту не хватить мотивации или квалификации для внедрения предложенных идей. В таком случае это потраченные впустую деньги – траты, которые себя не оправдали. Одним словом, консалтинговые услуги это привлечение эксперта для решения задач, с которыми компания не может справиться самостоятельно.
Смотрите видео о том, что подразумевает под собой консалтинг.
Консалтинговые компании
Естественно, что в одиночку заниматься консалтинговой деятельность нерационально – часто для решения комплекса возникших проблем требуется вмешательство нескольких специалистов из разных, иногда и несмежных, отраслей. Развитие этой отрасли началось в 90-х годах. На тот момент количество консалтинговых компаний едва достигало двадцати.
С ростом их количества выросла и конкуренция, поэтому востребованными стали услуги высокого качества. На данный момент консалтинговая компания – это юридическое лицо, которое заключает договор с заказчиком на предоставление услуг, при этом являясь внештатной единицей и не подчиняясь напрямую заказчику. Такой подход эффективен в том плане, что давление собственника на консультантов с целью принятия тех или иных решений невозможно, а значит, специалисты предоставят результаты, которые, хотя могут быть и неприятными для заинтересованных лиц, будут правдиво отображать существующее положение дел.
Традиционно наиболее востребованными являются такие виды услуг:
- финансовые – бухгалтерский и налоговый консалтинг;
- юридические – в сферах недвижимости и трудовых вопросов;
- инвестиционные – консультации по поводу рационального вложения средств;
- маркетинговые – проведение рекламных кампаний и формирование имиджа бренда;
- IT-технологии – разработка и поддержка веб-сайтов, корпоративных порталов и специализированного ПО.
Консалтинг и его виды, а также количество задействованных специалистов напрямую зависят от экономического развития региона. Логично, что в развитых странах на фоне высокой конкуренции в сфере бизнеса услуга гораздо популярнее, чем в странах третьего мира. Это не значит, что в последнем случае такой вид услуг отсутствует полностью, однако масштабы явления поскромнее.
Читайте о том, что такое бизнес-инкубатор.
А также о том, как рассчитать окупаемость бизнеса.
Принципы деятельности консалтинговых компаний
Для того чтобы добиться максимальной эффективности, консалтинговой компании следует придерживаться нескольких базовых принципов:
- применение научно обоснованных данных в своей работе;
- использование информационных технологий для сбора данных;
- эксперт может предложить клиенту собственную научную идею, если это поможет в решении возникшей проблемы.
Деятельность консалтинговой компании осуществляется в несколько этапов. Предшествует этому осознание клиентом не только проблемы, но и того, что без сторонних специалистов компания решить ее не в силах. Консалтинговая компания может привлекаться в таких случаях:
- для формирования отраслевого прогноза;
- разработки бизнес-плана или составление бюджета;
- консультация при аренде или покупке собственности;
- при слиянии двух и более компаний;
- для восстановления платежеспособности организации;
- для реорганизации компании;
- при необходимости регулирования бизнес-процессов.
Заключению договора предшествует первичное консультирование клиента. После этого сотрудники консалтинговой компании собирают всю необходимую информацию для определения серьезности проблемы. Наиболее ответственный этап – составление плана действий для решения проблемы, если она имеет место. При этом необходимо учитывать множество факторов – от количества и квалификации персонала заказчика до его финансовых возможностей. Не существует двух одинаковых компаний, поэтому и решение должно быть строго индивидуальным, учитывающим все нюансы ситуации клиента.
Часто услуги консалтинговой компании предполагают контроль за реализацией принятых решений и вынесение вердикта об их эффективности. Окончательные финансовые расчеты проводятся после достижения намеченных целей – снижения затрат, повышения доходов или производительности труда компании.
Как вы считаете, необходим ли консалтинг в современном бизнесе? Оставьте свое мнение в комментариях. А также смотрите видео о том, чем занимаются консалтинговые компании.