Содержание:
Критиковать образ жизни, а тем более власть в давние века было запрещено, поэтому художники проявляли свои «высказывания» в картинах, но не напрямую, а в скрытом виде. Простому человеку разобраться было довольно сложно, а вот те, кто знали знаки такой аллегории, с легкостью понимали, что хотел передать художник в своей картине. Сейчас же мы довольно просто определяем, например, что лев говорит нам о силе.
Аллегория: применение
Во время написания своих произведений авторы стараются максимально передать свои мысли и видения, но иногда это не представляется возможным в силу времени и других причин. Скульптура, поэзия или живопись это не только обобщенная информация, зачастую создатели своих творений пользуются специальными символами – аллегориями.
Иносказание в картинах чаще всего наблюдается в историческом типе полотен. Каждое из них несет в себе какую-то определенную тайну, которая чаще всего была очень опасна. С древних веков церковь использовала всевозможную символику постоянно, взять то же иудейство или христианство. Так, например, Иисус Христос зачастую изображался в виде Орфея, рыбы или Агнца, а Святой дух как голубь. Но как только произошла легализация церкви вместо голубя стали изображать яркий луч света. А вот символом мудрости и бодрствующего ума служит сова, которая отлично видит в темноте.
Но художник должен был правильно рассчитывать количество аллегорических приемов в каждом полотне. Если же таких скрытых намеков будет слишком много, сюжет, а также тема произведения будет утрачены.
Аллегория в живописи: примеры
Питер Брейгель Старший довольно часто прибегал в своих произведениях к аллегории. Например, в картине «Две обезьяны на цепи». Здесь отчетливо просматриваются спокойствие и проблески надежды. Обезьяна в XVI веке обозначала грех, похоть, а когда их две это символ отклонения от предоставленного блага, поскольку именно единица считалась числом создателя и первоначала. Заковав животное в цепь, автор показал, что обрести душевный покой можно только справившись со своими низменными желаниями и страстями.
Но это не единственный элемент в картине, указывающий на провинность. Скорлупа ореха также указывает нам на плотский грех, сладострастие. Но она разломана, и это в совокупности к цепям четко говорит о личном укрощении страсти или с помощью кого-либо. За оконным проемом можно видеть пейзаж, которой предстает перед нами как то, что ожидает человека, обретшего чистоту и освободившись от грехов. Парящие в облаках птицы это души, которые спаслись от зла и нечисти. Корабль это символ церкви, которая помогает преодолевать все трудности и вселяет веру. И не имеет значение какая вера подразумевается: вера в России, в Индии или другой стране.
А город, который едва виднеется, это ни что иное как символ душевного покоя. Но чтобы обрести покой и попасть в город, нужно заковать свои грехи и пробраться сквозь маленькое отверстие. Только так можно достичь спасения своей души.
В этом видео представлена аллегория весны в живописи.
Еще один очень удачный пример аллегории это картина «Свобода, ведущая народ», которую написал французский художник Эжена Делакруа. Женщина с флагом здесь символизирует свободу, за которую надо бороться. Она стоит выше остальных людей, а поворот головы в сторону народа призывает его к активным действиям. Оружие указывает на силу, которая есть в каждом, кто сражается за свою свободу.
Символов иносказаний на данный момент огромное множество. Поэтому некоторые исследователи живописи решили создать своеобразный справочник и таблицу таких аллегорий. Например:
- песочные часы обозначают время, которое неподвластно людям;
- правосудие, как правило, это женщина, держащая весы;
- наличие спелых плодов отождествляет осень;
- зима же проявляется в виде белых одеяний;
- изображение косы чаще всего символизирует смерть;
- амуры же, напротив, любовь.
Аллегория в живописи
Каждый из авторов самостоятельно решает, где и как использовать аллегорию, в какихколичествах и с каким подтекстом. Например, в древние времена каждое явление представлялось в качестве определенного покровителя или бога. Художники, которые использовали в своих работах аллегоричные элементы, в значительной мере повлияли на развитие живописи. Скрытый смысл плотен, завуалированный образ и далее перерастают в более глубокие смыслы, которые в свою очередь, развивают другие направления в этом виде искусства.
Быстротечность нашей жизни и неизбежной смерти показывают такие скрытые элементы как череп человека. Наиболее известным скрытым смыслом наполнены работы эпохи барокко. Первые картины датируются XVI-XVII веками в таких странах как Нидерланды, Испания, Франция. Примерами таких работ служат картины Филиппа де Шампань, Гейсбрехтса, Питера Бойля. Если Вы увидите полотно, на котором в центре расположен тот самый череп, а вокруг фрукты или увядающие цветы, то знайте, этот жанр называется «ванитас».
Аллегория в искусстве
Показ скрытых намеков и мыслей проявляется не только в живописи. В большом количестве они встречаются и в религии, и в скульптуре, и в литературе. Наверное, самым ярким примером аллегории в скульптуре это памятник «Родина-мать». Он является воплощением победы над фашистскими захватчиками нашей родины. Она призывает своих сыновей встать на защиту страны и не допустить появления вражеских войск на своей территории. Похожий смысл имеет и солдат, который также встал на защиту наших границ. Автомат в его руки говорит нам о серьезных намерениях стоять насмерть за свой народ.
Еще одним известным символом аллегории смело можно назвать скульптуру «Медный всадник», которая находится на одной из площадей Санкт-Петербурга. Прямая осанка на вздыбленном коне, жесткий взгляд и крепкий жест указывают сильную волю и уверенность. А вот змея из бронзы это аллегория препятствий на пути реформ, проводивших Петром I, а также зависть и вражда.
Картины Рошель Рюйш: что необычного и интересного выделяют художницу?
Жизнь и творчество Сальвадора Дали: интересные факты.
В этом видео представлен наглядный пример одного из художников относительно аллегории победы. Обязательно оставляйте свои вопрсы, пожелания и комментарии к статье.