Многих молодых родителей интересует вопрос, в каком возрасте малыш должен начать говорить. Является ли задержка развития речи признаком отставания общего развития ребенка?
Общепринято, что в возрасте одного года ребенок должен говорить несколько простых слов: мама, папа, дай, баба. А к двум с половиной годам малыш уже должен связывать в фразы 3-4 слова. Замечено, что девочки бывают более «разговорчивыми», чем мальчики. Но все это очень индивидуально. Бывает, ребенок долго молчит, а потом, в течение 1-2 месяцев, начинает говорить фразами. Если ребенок адекватно реагирует на обращенную к нему речь и действует, согласно ее смыслу, с ним все в порядке. Просто еще не пришло время, когда он почувствует необходимость речевого общения с окружающими, его понимают и так. Обычно такая необходимость возникает, когда ребенок идет в детский сад. Для домашнего воспитания можно придерживаться определенной модели родителей, которая поможет речевому развитию ребенка.
Речевое общение с ребенком
Кроме того, что с малышом нужно разговаривать, старайтесь, чтобы ваше лицо во время разговора было обращено к ребенку. Очень важно, чтобы он видел артикуляцию обращенных к нему слов. Говорите внятно, четко, эмоционально окрашивая свою речь. Подражая вам, он тоже будет вкладывать эмоции в свое «агуканье».
Постоянно проговаривайте все, что делаете в присутствии ребенка: готовите кушать, гладите белье, готовите ванну для малыша. Все свои действия комментируйте словами.
Очень полезно общение ребенка с детьми постарше. Это удобно, когда в семье есть старшие братья и сестры. Малыш стремится быть понятым и для этого пытается вступить в речевой контакт.
Читайте ребенку книжки. Желательно при этом, чтобы малыш сидел у вас на руках. Тактильный контакт и эмоциональная речь очень хорошо воспринимаются ребенком.
Упражнения для развития речи
Уже давно известно, что речевая зона головного мозга человека находится рядом с двигательной. Эта близость объясняет взаимосвязь речевого развития с развитием моторики. Речь идет не об общей моторики, а о мелкой (пальцевой). К сожалению, этой взаимосвязи уделяется мало внимания родителями. А зря! Начиная с 1,5 лет, вы успешно можете помочь своему ребенку заговорить быстрее. Это очень просто.
1. Начните с массажа, который подготовит ручки ребенка к последующим упражнениям. Слегка помассируйте кисти и каждый пальчик малыша. Потом приступайте к упражнениям-играм. Вы можете придумать их сами, главное, чтобы мелкими движениями были задействованы пальчики ребенка. Вспомните традиционную «сороку», которая раздавала кашу каждому пальчику. Важно, чтобы ребенок мог изолированно загибать пальцы. Сразу это не получится. Это могут лишь разговаривающие дети. Но пытайтесь в игровой форме снова и снова.
2. Пальцевую моторику хорошо развивают старые добрые кубики и пирамидки. Под вашим руководством пусть ребенок складывает ровные стеночки и собирает пирамидку. Постепенно усложняйте игру. К примеру, пирамидку можно собрать сначала по убывающей, а потом – по возрастающей.
3. Смешайте цветную и белую фасоль и дайте ребенку разобрать ее по цвету в две чашки. Можно нанизывать бусы или пуговицы. Не забывайте, что, играя мелкими предметами, ребенок должен находиться под вашим полным контролем.
4. Способствуют развитию координированной мелкой моторики книжки-раскраски. Учите малыша, чтобы штрихи ложились ровно и в одном направлении, при этом, не выходя за контуры рисунка.
Чтобы ребенок не терял интереса к происходящему, чередуйте игры и не затягивайте занятия. Лучше провести 2 занятия в день по 25 минут. И не забывайте перед упражнениями помассировать пальчики малыша.
Через месяц таких занятий вы сами поразитесь результатам, которые будет демонстрировать ваш ребенок.