По данным из официальных источников, разработка первого переднеприводного автомобиля На Волжском автомобильном заводе началась в 1971 году, а непосредственно модели ВАЗ 2108 – в мае 77-го и уже в феврале 79-го начались его лабораторные испытания. Но самое интересное заключается в том, что в разработке этого по-настоящему прогрессивного автомобиля для того времени принимала участие компания Porsche.
Правда, эта часть истории создания возможно лучшего до сегодняшних дней переднеприводного отечественного автомобиля известна немногим. Проект «Гамма», именно так позже именовался интеллектуально-конструкторский альянс, стал следствием переговоров еще в 1975 году между президентом Porsche Эрнстом Урманом и сменившим в тот год должность генерального директора АвтоВАЗа на министра автомобильной промышленности Виктором Поляковым. Соглашение под эгидой Госкомитета по науке и технике СССР предполагало несколько совместных направлений сотрудничества: с 1976 по 1980 г – модернизация ВАЗ 2103 и разработка варианта Нивы с навесными элементами из алюминия, с 1980 по 1984 г – совместная разработка модели ВАЗ 2108, а с 1987 по 1991 г – создание шестнадцатиклапанного мотора объемом 1,5 литра, работа над ВАЗ 2110 в рамках проекта «Гамма 2» и в самый последний период доработка мотора для автомобиля Ока.
Как мы видим, фактически 15 лет компания Porsche была технологическим партнером Волжского автозавода. Только не стоит слишком преувеличивать роль немецкой марки, еще на этапе реализации первых проектов на Porsche трудилась и постоянно обновлялась группа советских специалистов. Набираясь необходимого опыта, те, что возвращались в конструкторский Альма-матер родного завода, работали над прототипом будущей легендарной восьмерки. Активная фаза подключения технологов Porsche к проекту «Гамма» случилась в год проведения Олимпиады в СССР, тогда в январе и был подписан контракт. Со стороны Porsche данный договор предусматривал участие во всех сегментных стадиях разработки трехдверного хэтчбека на базе мотора 1.3, за исключением дизайна.
Сегодня уже с оглядкой в прошлое масштабы организации конструкторского и испытательного комплексов поражают своим глобальным размахом. Группы специалистов трудились на ВАЗе, на заводе Porsche в Германии и итальянском Турине. Три интеллектуальных и доводческих центра, большое количество сторонних фирм-лицензиаров и центр принятия окончательного решения в Тольятти. По воспоминаниям конструкторов и непосредственных участников тех встреч, как с советской стороны, так и с германской, доказательные споры были трудными и жаркими, и не всегда технические решения именитых немцев оказывались правильнее наших. С нашей же стороны Porsche стоит сказать спасибо за крутильный и заводной мотор, за отточенную управляемость и невиданные ранее повадки автомобиля, как на прямой, так и в поворотах. А самое главное – за постройку первого переднеприводного советского автомобиля, после которого не было построено ни одного российского с такими же выдающимися ходовыми качествами.