Оглавление:
Восточная философия оказала огромное влияние на весь мир, так как истоки различных верований, течений и школ зародились до нашей эры. Одним из самых интересных учений, безусловно, выступает даосизм. Согласно источникам и фактам, его основы появились еще в VI столетии до н.э., хотя появление религии даосизма датируется II веком до н.э. В основе учения лежало мнение, что все вещи во вселенной рождаются, развиваются и видоизменяются благодаря пути (Дао). В отличие от популярного в Китае конфуцианства, концепция даосизма заключается непосредственно в духовной реализации конкретного человека, а также его преображении.
Видео о религии даосизм
Стоит отметить, что даосизм, как учение и религия, довольно резко критиковал социальное расслоение, которое присуще в обществе. Согласно основным доктринам, человечество должно вернуться к единству, что может обеспечить только общинный лад. Каждый человек должен соблюдать естественные законы, что не будет противоречить его «пути». В итоге это позволяет сохранить свое естество и ту природу, которая изначально была присуща людям. В целом, даосы считали, что метаморфозы, которые происходят с людьми в процессе социализации, негативно отражаются на личности, заставляя человека сбиться с предназначенного жизненного пути.История развития даосизма
Хоть даосизм и сформировался еще до н.э., все же он никогда не был официальной религией в Китае. Учение скорее выступало в статусе общественного движения единомышленников. Большое количество отшельников и практиков, которые уединялись от социума, также было характерно для раннего даосизма. Основателем даосизма в Китае был мудрец Лао-цзи. Согласно традициям учения, он считается автором одного из основополагающих трудов даосизма «Дао Дэ Цзин». Именно после появления этого трактата и стало формироваться само учение. Также огромный вклад в развитие движения внесли такие представители даосизма, как Инь Вэнь, Ян Чжу и Чжуан-цзы. Последний стал автором не менее популярного трактата в даосизме, который был назван в честь автора и известен как Чжуан-цзи.
Начиная со II века до н.э, когда даосизм стал считаться религией единомышленников, начали формироваться различные школы. Согласно источникам, известна попытка представителей даосизма установить государство даосов, но она потерпела крах в 215 году от Цао Цао. Тем не менее даосизм не исчез, несмотря на ликвидацию государства, потому вскоре родилась первая школа учения под названием «Школа Небесных Наставников». Также весомый вклад в развитие даосизма внесли такие школы, как Маошань и Линбао. Существует и другая теория, которая выдвигает Чжаньго в основатели даосизма, который начал писать сочинения еще в V веке до нашей эры. Эта теория приравнивает возникновение даосизма к конфуцианству, которое также зародилось в пятом столетии до н.э.В V веке нашей эры формируется канон даосизма. Дао цзан включал более 250 текстов и был схож с буддистским каноном. Окончательное оформление трактата произошло лишь в 1607 году, когда к нему добавили последнюю группу из 56 текстов. В современном обличии Дао цзан насчитывает 1488 сочинения.
Концепция даосизма
Как у любого философского учения и религии, концепция даосизма отображает следование определенным доктринам. В основе религии лежит следование основным законам Дао, что позволяет достичь гармонии. Если сформировать основные идеи концепции учения, то можно выделить следующие аспекты:
- Принцип ненасилия.
- Недеяние.
- Следование принципа старшинства в социуме.
- Стремление к старым устоям, как примеру социального идеала.
- Спонтанность.
Приверженцы даосизма проповедовали теорию о том, что абсолют не может быть единым и застывшим. Он представлялся скорее в форме изменчивого начала. Именно поэтому в основу религии довольно прочно вошел принцип непостоянства. Согласно принципам даосизма, единым и неизменчивым может быть только закон, который управляет всем процессом перемен. Даосы также считали, что попытки изменить мир являются прямым посягательством на совершенство, увидеть и осознать которое мог только человек, который постоянно находится в состоянии покоя. Именно это побуждало многочисленных приверженцев уединяться на многие годы или до самой смерти, ведя отшельнический образ жизни.
Способствовало уединению в даосизме и представление о вечной жизни. Для даосов это означало и даже заменяло стандартное представление о Рае у других верований и религий. Многие приверженцы учения считали, что благодаря уединению человек способен прожить не меньше, чем тысячу лет, придерживаясь правильного пути и образа жизни.
В основе верования прочно закрепился принцип созерцательности, который соответствовал общим основам религии. Он трактовался как нерушимая связь между разумом, телом и природой. Его невозможно было объяснить или постичь обычными органами чувств, так как он не имел формы. Если выделить саму суть того, в чем выражалась созерцательность даосизма, то в основе лежало познание природы деятельности, в которой скрывалась великая истина.
Даосизм в наши дни
Изначально, в отличие от других религий, даосизм отличался отсутствием обрядов и ритуалов. Любые подобные внешние признаки, как проведение каких-либо церемоний или создание храмов скорее относилось к конфуцианству, в то время как даосы проповедовали поиск пути и его воплощение в природе. Описывая кратко даосизм и егоосновные идеи, можно было выделить следование общему незримому закону. Тем не менее в процессе правления различных династий он эволюционировал, а сами верования и концепции сильно изменялись. Особо сильное влияние на социальную сферу Китая даосизм оказал в VII-X веках, во время правления династии Тан. Именно тогда учение стало основной частью культуры страны, проникнув в различные сферы.
Даосизм нашел отображение в литературе, поэзии, изобразительном искусстве. Тем не менее на протяжении всего времени религия переживала как значительные подъемы, так и массовые ущемления. Последователи даосизма подвергались гонениям, а само верование ложилось в основу тайных братств, которые выступали против правящей династии и общественного строя.
Видео о концепции даосизма
Революция в 1949 году также сыграла против даосизма. Во время «культурной революции», правление КНР пропагандировало активную борьбу против даосизма и тайных общин, использовавших верование как основу. Лишь после реформ Дэн Сяопина в 1978 году общее положение начало улучшаться. Даосизм и те, кто придерживаются его основ, перестали подвергаться гонениям и могли более открыто проявлять свою позицию и верования. Сегодня значительно изменилось и само определение, что такое даосизм, если сравнивать нынешние концепции с истоками возникновения учения. В современном обществе регулярно открываются новые даосские монастыри и храмы. Такой популяризации учение обязано технике ци-гун. Она имеет много общего с «внутренней алхимией» даосизма.
Также современный даосизм характеризуется многочисленными внешними проявлениями. Всевозможные обряды и ритуалы, а также техники, позволяющие совершенствовать тело, дух и разум, в значительной мере повлияли и на основы учения, адаптировав его к современному обществу.
Как Вы относитесь к религии под названием даосизм? Поделитесь своим мнением в комментариях.