Иногда не существует единственного правильного значения экспозиции. Но съемка трех разных по экспозиции фотографий и объединение их может дать хорошие результаты, особенно в архитектурной фотографии.
Одна из проблем, с которой сталкиваются при съемке архитектуры, заключается в правильном выборе экспозиции для каждого кадра. Экспонирование по самым темным участкам (тени и передний план) приводит к передержке самых светлых участков (небо и ярко освещенные здания) настолько, что пропадают детали. Аналогично, если экспонировать по светам, то пропадают детали на самых темных участках.
Проблема может быть решена выбором правильной экспозиции по промежуточным тонам, чтобы и света, и тени сохранились правильно. Вы можете сделать это, экспонируя по части сцены со средней яркостью или применив матричный режим измерения экспозиции, чтобы получить правильную экспозицию для большей части кадра. Но бывают ситуации, когда крайние элементы динамического диапазона отстоят друг от друга так далеко, что не могут быть правильно экспонированы в одном кадре.
Съемка с применением технологии HDR позволила получить в этом архитектурном пейзаже сильные цвета и четкие детали.
В таком случае невозможно передать все детали изображения в одной экспозиции, но можно это сделать в трех. Технология HDR включает съемку нескольких кадров одной и той же сцены с одной и той же точки, но с разной экспозицией. Обычно один кадр с выбранной диафрагмой и выдержкой, определенной экспонометрической системой камеры, а два других на ступень выше и ниже измеренного значения.
Полученные изображения потом импортируются в специальную программу, которая берет информацию от всех трех кадров и сжимает тональный диапазон так, чтобы мы могли увидеть все в одном изображении. Этот процесс называется преобразованием диапазона яркостей. Это - прекрасный прием для съемки архитектуры и городских пейзажей.
Для получения HDR-изображений вам не надо иметь никакого специального оборудования. Любая камера (даже компактная) подойдет, лишь бы у нее была возможность внести коррекцию экспозиции для передержки и недодержки или съемки в ручном режиме. Штатив обязателен, так как камера не должна перемещаться между кадрами. Если в сцене имеются движущиеся объекты, такие как машины или люди, этот прием работать не будет. Движением облаков можно пренебречь, если съемка ведется по возможности быстро.
Когда это сделано, дело доходит до специальных HDR-программ. Очень хорошо работает программа Photomatix. Эта возможность встроена и в новые версии программ Adobe Photoshop и Photoshop Elements, хотя, если вы пользуетесь версиями CS4 или 9, то все необходимое у вас уже есть.
Когда дело доходит до преобразования диапазона яркостей, то вы можете сохранить реалистичность изображения, а можете и придать ему сюрреалистический вид. Вы можете поступать, как вам нравится, но имейте в виду, что нереальный вид стал уже избитым.
Советы
- Убедитесь, что камера не переместится во время съемки всей серии кадров. Облегчите себе жизнь, применив брекетинг по экспозиции, в котором меняется от кадра к кадру выдержка.
- Снимайте со сдвигом по 2 ступени в каждую сторону в большинстве ситуаций, но не бойтесь увеличить диапазон в случае очень высокого контраста.