Приходит время, когда автошины и диски изнашиваются, и перед автовладельцами встаёт проблема их утилизации. Как правило, этот автомобильный «расходный материал» пополняет содержимое мусорных контейнеров и вывозится прямиком на свалку.
А ведь разработаны методы рекуперации автомобильных дисков и шин. Легче всего обстоят дела с утилизацией дисков. Их с удовольствием принимают пункты сбора металлолома, платят сдатчику n-ную сумму денег и отправляют металл на переплавку.
Использованные автошины – предмет особого разговора. Сегодня, когда количество использованных и непереработанных шин достигло в разных странах мира огромных количеств, проблема их утилизации приобретает огромное значение.
Существуют разные способы переработки шин, и один из них – механический. Технология рекуперации состоит в том, что старые автошины измельчают на небольшие куски, из которых мощными магнитами извлекают кусочки металлического корда, а остатки текстильного корда «вышибают» на специальных центрифугах, предварительно охладив резину до стадии хрупкости.
Полученную мелкофракционную крошку используют для вторичного изготовления некоторых сортов резины, а также для добавки в асфальт и производство некоторых строительных материалов.
Другой способ утилизации – использование покрышек в качестве топлива. Но автошины при сгорании выделяют большое количество углекислоты и сажи, что ведёт к усилению парникового эффекта, поэтому такой способ не экологичен.
Наибольшего успеха в утилизации достигли в Японии, где перерабатывается 99% использованных шин, и в Германии, где перерабатывают 88,4%. В нашей стране из-за отсутствия технологичного оборудования и низкой культуры вторичной переработки материалов переработка едва достигает 20%.
В последние годы большое значение придаётся использованию покрышек как потенциального источника получения альтернативной энергии, поэтому во всём мире ведутся разработки технологий для получения из них нефтяного и газового концентрата.