Иногда стоит нарушать правила и экспериментировать с непривычными приемами. Часто это может дать вам более творческий результат, чем если бы вы просто следовали книгам.
Панорамная фотография полна правил: как накладывать кадры, устанавливать экспозицию вручную, выдерживать уровень камеры. Список можно продолжать. Но все эти рекомендации преследуют цель получения наиболее совершенного реалистичного результата. А что если нарушить какие-то из этих правил, чтобы получить что-нибудь творческое?
На уровне
Давайте теперь заметим, что если уровень камеры перед съемкой не выставлен правильно, горизонт окончательного изображения не будет прямым. Он будет волнообразным по всему кадру. Но если преувеличить угол камеры больше, чем просто допустить небольшую ошибку, эффект может выглядеть очень хорошо. Найдите сцену с интересным горизонтом и попытайтесь совместить детали переднего плана с участками, где камера даст прогиб местности вниз. Вам при этом будет нужна большая глубина резкости, чтобы было резко все на полную глубину сцены.
При наклоне камеры на панорамной штативной головке горизонт принимает причудливую волнообразную форму.
Рассогласование наложений
До эры цифровой фотографии состыкованные и панорамные снимки сильно отличались. Еще можно было точно состыковать два-три кадра, но объединить много кадров, снятых широкоугольным объективом, было просто невозможно. Не считая некоторых выдающихся художников, создававших многокадровые монтажи.
Наиболее известный из них - английский художник Дэвид Хокни, чьи огромные монтажи часто содержали сотни маленьких отпечатков, которые были искусно состыкованы в форме картины. Точное наложение не было самоцелью. Преднамеренные сдвиги, повороты и даже дублирование придавали изображениям Хокни что-то специфическое, невиданное до сих пор в таком масштабе.
Вы можете попытаться тоже либо собирая и выравнивая каждый в новом слое программы Photoshop, либо поступая по старинке, подбирать отпечатки и раскладывать их на большом листе картона или бумаги. Это - большой проект. Применяйте случайность и абстракцию, как вам нравится, и экспериментируйте. Не приклеивайте и не фиксируйте вашу композицию, а когда вам понравится то, что получается, сфотографируйте и начните заново.