Знакомясь с риторикой, мы изучаем теорию красноречия, узнаем о способах построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности. Итак, если перед вами стоит задача выступить с речью перед аудиторией, то следует знать следующие моменты.
Во-первых, узнайте, перед кем вам предстоит выступать, т.е. аудитория публичной речи. Аудиторию можно разделить по многим основаниям: по возрасту, по образованию, по профессиональному признаку, по размеру, по гендерному признаку и т. д. Следует помнить, что чем больше людей вас будет слушать, тем проще должна быть речь. Аудиторией плохо усваиваются научные, официально-деловые слова, длинные сложноподчиненные предложения, цифровые данные лучше отображать в подготовленной заранее презентации. Сюда же можно отнести некоторые законы:
- закон снижения интеллектуального уровня аудитории с увеличением количества присутствующих;
- закон возрастающего нетерпения аудитории. Первые 10 минут воспринимаются как 10, затем 10 как 20, 10 как 30 минут;
- закон ритма общения.
Вторым моментом является личность оратора. Как говорил Цицерон: «Оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и грацию великих актеров». Можно выделить следующие простые требования к личностным качествам:
- относиться к слушателям уважительно;
- владеть собой, сдерживать эмоции, поскольку иначе не сможете контролировать аудиторию;
- не бояться аудитории, в ней такие же люди, как и вы;
- иметь опрятный, аккуратный внешний вид (по одёжке встречают…).
При этом вы должны научиться обладать следующими приемами для привлечения внимания. А именно: прием соучастия (нам с вами….), прием внушения подойдет для профессионально ориентированной аудитории (вам, как геологам, известно…), прием психологической паузы, прием краткого отступления от темы (но не злоупотребляйте им), прием постановки проблемного вопроса.
Оратор должен знать об основных невербальных средствах. Это жесты, мимика, взгляд. Например, если человек при разговоре смотрит влево и вверх, это значит, что он пытается восстановить в своей памяти картинки, информацию. Если вправо и вверх, то он додумывает и фантазирует. Если вправо и вниз – ищет форму выражения, влево и вниз – решает дилемму. Что касается жестов, то ладони вверх, распахнутые руки свидетельствуют об открытости. Руки за спиной – чувство собственной вины. Скрещенные руки – оборона. Сжатые руки и щелканье пальцев скажут о беспокойстве. Закрывание рукой рта и носа – обман, сокрытие.
И, наконец, речевой акт. Как к нему подготовиться? Разделим его на 5 этапов:
- замысел речи;
- расположение информации. Идейный стержень;
- выбор языковых средств. Так, глаголы отвечают за динамичность, причастия и деепричастия отяжеляют речь. Тропы, фигуры оживляют и делают ваше выступление более ярким. Можно попробовать создать комический эффект, при использовании жанра анекдота;
- запомнить, то, что написали;
- собственно результат – воспроизведение.
Таким образом, построить хорошее выступление не так уж и сложно, если отнестись к этому серьёзно.