Оглавление:
- Целеполагание в педагогике: функции и особенности
- Классификация целей
- Из чего состоит педагогическое целеполагание?
- Реализация целеполагания в педагогике: уровни
Целеполагание в педагогике: функции и особенности
Прежде чем разбираться в тонкостях целеполагания, стоит осветить, что же вообще преследует педагогическая деятельность. Главной задачей педагогики на любом этапе развития является именно приведение воспитания и образования общества в соответствующий вид по различным параметрам и направлениям. То есть другими словами, цели и методы педагогической деятельности напрямую зависят от потребностей и возможностей общества, а также от условий, при которых происходит данный процесс. Стоит отметить, что целеполагание — это основа не только педагогической деятельности, но и любой другой деятельности. По сути, данный процесс подразумевает под собой формирование задачи, обдумывание путей и методов продвижения к поставленной цели и, в конечном счете, к ее реализации. В отличие от бизнеса, в педагогическом целеполагании задача ставиться образовательная. При этом цели такого процесса могут быть различными от государственного масштаба до воспитания для разных возрастных категорий людей. Известно, что целеполагание в педагогике претерпевало изменения в зависимости от конкретного исторического периода и соответствующего ему строя.
О целеполагании в педагогике подробнее будет рассказано в этом видеоматериале.
Классификация целей
Перед постановкой задач каждый педагог должен понимать что такое целеполагание и из каких этапов оно состоит. По этой причине перед постановкой задач преподаватель обязан внимательно проанализировать результаты ранее совершаемой деятельности и провести диагностирование воспитательного и образовательного процесса. Также педагог должен смоделировать задачи, которые будут целесообразными для данного вида деятельности. Как только все это будет выполнено, уже можно будет вносить определенные коррективы в первоначальный вариант и формировать более точные цели. На последнем этапе необходимо уже прорабатывать программу действий, с помощью которых будет достигаться поставленная цель. При этом есть множество нюансов, которые педагог при постановке задач обязательно должен учитывать. Первый из них касается так называемых глобальных целей. Под глобальной целью в воспитательном процессе понимается создание всесторонне развитой личности. Такой человек должен уметь развивать свои положительные качества с целью выживания в постоянно изменяющемся мире и социуме. На этом этапе, как правило, основной упор делается на творческие способности личности, и на ту пользу, которую она может принести обществу в будущем. Второй этап — это исторические цели. На этом этапе важно учитывать исторические события, освещать важность событий на различных этапах развития государства. При этом у личности воспитываются развитое чувство долга перед государством, развивается духовный и культурный аспект, а также толерантное отношение к другим и умение адаптироваться в социуме. Кроме того, педагогическое целеполагание может преследовать индивидуальные цели. В этом случае педагог должен ставить конкретные цели с учетом индивидуального подхода к потребностям учащихся. При этом любой стиль из вышеперечисленных может выбираться в зависимости от конкретной ситуации, возраста и возможностей учеников.
Из чего состоит педагогическое целеполагание?
Процесс целеполагания в целом склонен подвергаться влиянию многих факторов. Поэтому все изменения педагог обязательно должен учитывать при постановке целей. Упущение таких важных моментов может привести к тому, что достигнуть желаемых результатов попросту не получится. Поэтому при постановке задач учитель должен ориентироваться на индивидуальные требования учеников, педагогов и учебного заведения. Также обращать внимание необходимо на требования общества, где проживают ученики. Что касается вопроса:»из чего состоит целеполагание?», то здесь главными компонентами процесса выступают первоначальное обоснование и постановка задачи. Только после этого уже происходит определение методов достижения цели и происходит их выполнение. Также немаловажным компонентом целеполагания считается прогнозирование результатов. Ни одна постановка задачи невозможна без формирования конечных результатов, которые преподаватель ожидает получить.
Читайте также « Постные блюда для мужчин»
И интересный материал « Целеполагание, как инструмент ведения бизнеса»
Реализация целеполагания в педагогике: уровни
В системе образования целеполагание реализуется на нескольких уровнях. Первый из них касается современного социума и государства, то есть всех существующих федеральных законов и нормативно-правовых актом, что регулируют педагогическую деятельность. Также реализация целеполагания в педагогике происходит за счет программ и концепций регионального развития, образовательных организаций. И наконец, процесс может реализоваться посредством индивидуальной профессиональной деятельности педагога. Что касается общих целей, которые ставит перед собой педагог, то они могут быть предметными, личностными и метапредметными. И все из этих целей на сегодняшний день зафиксированы в образовательных стандартах.
Подробнее о целепогании в педагогике будет рассказано в этом видеоматериале. Если материал вам понравился, оставляйте свои комментарии.