- Тушеные овощи с яйцом
- Барбекю
- Супы
- Бокалы с вином
- Вино и декантер
- Блинчики с яблоками
- Яичница с беконом и фасолью
- Мороженое
- Коктейли
- Суп-пюре из кресс-салата
- Тема для разговора: Кулинар-дизайнер
Самое главное в съемке еды - естественность: продукт должен выглядеть натуральным и аппетитным. Тем не менее от фотографа требуется немало усилий, чтобы еда и напитки на снимках выглядели наиболее привлекательно, и правильный подход к освещению играет в этом самую главную роль. При фотографировании жидкостей иногда нужны особые, уникальные световые схемы. Вам необходимо отлично разбираться в самих блюдах или напитках. Не менее важны хороший дизайнерский вкус и умение подбирать цвета. Практически во всех случаях, за исключением самых простых, вам потребуется помощь повара-дизайнера. В этой главе я подробно остановлюсь на всех указанных вопросах.
Тушеные овощи с яйцом
Фотосъемка пищевых продуктов привлекает далеко не всех фотографов. Этот жанр считается узкоспециализированным. Отчасти это правда, однако, как и во всех других областях фотографии, главные необходимые умения - это хорошее цветовое зрение, внимание к деталям, причем не только в освещении самого продукта, но и в построении всего натюрморта, вплоть до самых мелочей. Большое значение имеют физические характеристики освещения. Я всегда предпочитал теплый свет, который делает пищу более привлекательной. Зеленоватый или пурпурный оттенок, напротив, вряд ли будет способствовать ее аппетитному виду. В последнее время тенденция к более теплым тонам сменилась модой на жесткий холодный белый свет. Популярный стиль может меняться буквально каждые несколько месяцев. Ориентируйтесь на существующие направления или следуйте своей интуиции. Освещение Кастрюлю с тушеными овощами я снял сверху под углом приблизительно 45°. Освещение было очень простым и включало только два источника. При подготовке студии я воспользовался пустой кастрюлей, проконсультировавшись с поваром относительно необходимого размера и формы. Вы можете наполнить «бутафорскую» кастрюлю сырыми овощами, чтобы понять расположение теней и характер освещения; главное, чтобы они находились на таком же уровне, что и готовый продукт. Слева вверху я разместил вспышку с серебристым рефлектором, установив на нее рассеивающий фильтр ToughFrost и желатиновый фильтр с теплым оттенком Straw 1. Справа под углом 45° довольно близко к кастрюле располагался софтбокс. Для подсветки левой стороны кадра был использован белый отражатель. Следите за тем, чтобы край кастрюли не отбрасывал тень на само блюдо.Барбекю
В большинстве случаев я делаю снимки одиночных блюд, чтобы проиллюстрировать поваренные книги или статьи в журналах. Но иногда заказчику нужен снимок, включающий в себя целый набор продуктов. Этот кадр прекрасно получился бы на улице, но солнце непредсказуемо, поэтому необходимый эффект можно имитировать в студии. Главная задача - передать ощущение солнечного тепла с помощью желатиновых фильтров на источнике моделирующего света. Оптимальный теплый оттенок дают желатиновые фильтры типа «солома» (Straw), хотя вам потребуется поэкспериментировать с их плотностью. Перед фильтром вы можете установить гобо, чтобы сделать «солнечный» свет пятнистым. И еще один совет. Есть простой способ сымитировать раскаленные угольки в мангале: достаточно положить среди настоящего угля несколько скомканных листов красной и золотой фольги, тщательно подобрав их угол поворота и выведя их из зоны резкости. Освещение Снимок барбекю сделан в студии и никакой подсветки для угольков использовано не было. Фотография еды сделана для публикации в журнале, и часть текста должна была располагаться прямо на фоне; поэтому в качестве заднего плана я использовал простую синюю бумагу. Основное освещение создавал большой софт-бокс, стоявший справа от сцены. В качестве моделирующего источника была использована стоявшая слева вспышка с эллиптическим спотом, на который были установлены фильтр Straw 2 и гобо. Еще одна вспышка с простым серебряным рефлектором освещала бутылку с вином и блюда на заднем плане, заодно подсвечивая голубой фон. Чтобы освещение фона было равномерным, справа за сценой располагался белый отражатель. Фоновый источник был примерно на 2 ступени ярче моделирующего, а моделирующий - еще на 1,5 ступени ярче, чем софтбокс. Настроив мощность источников, мы с поваром поместили блюдо в кадр и приступили к съемке.Супы
При съемке блюд и продуктов питания крайне важно понимать, как они на самом деле должны выглядеть. Повар-дизайнер или домработница обычно заранее проверяют рецепт и готовят блюдо, чтобы убедиться, что с ним все в порядке.В любом случае публикуемые в поваренных книгах рецепты обычно тестируются, поэтому у специалистов есть хорошее представление о внешнем виде блюда и возможных проблемах с его приготовлением. У меня всегда есть под рукой телефон автора рецепта или того, кто его тестировал, чтобы я мог быстро проконсультироваться, если что-то пойдет не так. Я всегда делаю коктейли и напитки еще до того, как выставлять освещение, чтобы точнее подобрать цвет фона и посуды, а также форму емкости для коктейля. Кроме того, нужно заранее знать объем блюда и его размер, чтобы подобрать нужную посуду. 20-см пицца будет смотреться крошечной на 40-см тарелке. Имея эту информацию, вы сможете тщательно продумать композицию и схему освещения.
Освещение Этот нежный и ароматный суп из Колумбии обычно подается к завтраку и к тому же служит отменным средством от похмелья! Я выбрал глубокий синий цвет фона, контрастирующий с белизной тарелки и ярким желтком в центре. В съемке было задействовано три источника света: софтбоксы сверху и слева; вертикальный стрип слева, рядом с камерой; наконец, стоящий справа моделирующий источник с серебряным рефлектором и установленным на него рассеивающим фильтром. Последний располагался довольно низко, справа и сзади, и его мощность была примерно на 1,5 ступени выше, чем у софтбоксов. При такой схеме нужно тщательно защитить объектив камеры от попадания контрового света, иначе будут гарантированы блики. В дополнение ко всему я воспользовался небольшим зеркалом, чтобы отбросить часть света с правой стороны на ложку и придать ей яркий блеск. Наиболее удачное расположение источников света и зеркала можно выяснить только опытным путем.Бокалы с вином
Фотосъемка напитков требует определенных навыков, однако когда вы их освоите, сможете получать очень привлекательные кадры. Как и при съемке кулинарии, ваша главная цель - добиться максимально аппетитного и натурального вида напитка. Это не так просто, но мне преодоление возможных возникающих проблем приносит лишь дополнительное удовлетворение. Характер освещения играет главную роль. Если напиток необходимо снять отдельно, то в вашем распоряжении будет масса способов пробудить в нем жизнь; если же бокалы с жидкостью являются частью более комплексного натюрморта, то вам может потребоваться их избирательное освещение с помощью тщательно размещенных вспышек и отражателей. Аля прозрачных напитков в стеклянной посуде отлично подходит заднее освещение, однако при съемке непрозрачных жидкостей его лучше избегать. Довольно часто вам необходимо создать ощущение свежести, прохлады, иногда даже холода. Для этого существует ряд специальных уловок.Вино и декантер
Задняя и нижняя подсветка позволяет получить более чем приемлемые результаты при съемке многих напитков - не только вина, но и других прозрачных жидкостей, включая алкоголь и газированную воду. Если тон напитка оказывается слишком плотным и вам приходится увеличивать мощность задней подсветки до такой степени, что другие области снимка переэкспонируются, то просто разбавьте напиток водой. Оптимальную степень разбавления можно установить опытным путем. Приготовьте большой сосуд с готовым «раствором», чтобы при необходимости иметь запас для замены жидкости в бокалах, если нужно их вытереть или избавиться от пузырьков воздуха. Вырежьте из черного картона и цветной пленки маски нужной формы, которые можно расположить под прозрачным столом для создания интересного светотеневого рисунка. Если тени кажутся вам слишком плотными, закрепите маски на прозрачной панели и просто отодвиньте ее подальше от поверхности стола, закрепив в нужной позиции. Таким способом можно получить абсолютно любой абстрактный фон. ОсвещениеДля съемки я вновь использовал прозрачный стол, но вы можете заменить его простой стеклянной поверхностью, положив под нее кальку или другой рассеивающий материал.
Кадр с декантером был снят с использованием одного стрипа со шторками в качестве контро-вой подсветки, расположенного над столом и создавшего ярко освещенное поле на заднем плане. За счет различной удаленности от источника света верхний и нижний края фона имеют более светлый и темный тона, плавным градиентом переходящие друг в друга. Слева от камеры был размещен вертикальный стрип, а справа - софтбокс, причем оба находились строго на уровне стола. Вокруг композиции можно разместить большие листы черного картона, чтобы избавиться от лишних отражений в стекле. В одном из листов проделайте круглое отверстие для объектива камеры и поместите его прямо перед ней, тем самым полностью изолировав композицию. Остальные снимки - вариации на ту же тему. Схема освещения проста, но весьма эффектна!Блинчики с яблоками
Как я уже отмечал во введении к этому разделу, съемка продуктов питания требует от фотографа особого художественного вкуса, внимательного отношения к цвету и дизайнерского таланта. Блюдо должно быть «звездой» снимка. Все остальные элементы композиции должны лишь дополнять его: не стоит перегружать ими кадр. Не загромождайте натюрморт подставками для ножей, солонками, перечницами и прочими типичными аксессуарами. Постройте композицию, включив в нее вначале только главное блюдо. Расположив его наилучшим образом, постепенно вводите в кадр остальные предметы. Лучше всего, если они будут видны только в виде намека на периферии снимка, чтобы придать ему соответствующую атмосферу и настроение. Чашка кофе и кофейник позволяют предположить, что блюдо подается к завтраку. Освещение Я подобрал композицию и освещение для этого снимка таким образом, чтобы передать ощущение позднего завтрака, или бранча.Как видно, яркое освещение в сочетании с лаконичным размытым задним планом придает кадру очень светлый, воздушный оттенок. Густой сироп на блинчиках - это ключевой элемент, позволяющий показать их наиболее привлекательными. Я использовал всего три вспышки: большой софтбокс сверху и немного справа; источник света с серебряным рефлектором сзади слева, подсвечивающий чашку кофе и создающий блики на сиропе; третью вспышку, освещающую голубой фон с помощью широкоугольного рефлектора и придающую контурам заднего плана и белой скатерти легкий прохладный оттенок. Чтобы подчеркнуть блеск сиропа, я использовал пару небольших белых отражателей. Контровый источник был примерно на одну ступень ярче софтбокса, а фоновая вспышка - мощнее еще на одну ступень.
Яичница с беконом и фасолью
В 80% используемых мной схем освещения фигурирует тот или иной тип софтбокса. Софтбокс -замечательный источник мягкого и однородного света, который я обычно устанавливаю первым, чтобы создать общее освещение композиции.
Затем я строю композицию снимка, учитывая пожелания заказчика. Повар обычно предоставляет мне «черновую» версию блюда, приготовленную на скорую руку, чтобы я мог спокойно провести окончательную доводку схемы освещения и композиции. Я устанавливаю и перемещаю дополнительные источники света, выбираю подходящие рефлекторы и насадки, нахожу оптимальный баланс мощности используемых вспышек, подсвечиваю тени с помощью отдельных белых отражателей! Аля этой цели также хорошо подходят небольшие зеркала, особенно золотистого цвета. ОсвещениеВ этом снимке классического английского завтрака задействована все та же простая схема с четырьмя источниками, однако я применил одну уловку для создания красивой «пятнистой» подсветки тостов и других элементов кадра.
Я поместил софтбокс прямо над столом, белый фон - сзади от него, направил на фон две маломощные вспышки с широкоугольными рефлекторами, а слева от стола поставил еще один источник света, направив его непосредственно на композицию. Уловка состоит в том, чтобы поместить несколько прозрачных стеклянных бутылок или банок прямо перед последней вспышкой на разных расстояниях от нее. Я взял бутылки из-под молока, грубое и толстое стекло которых прекрасно рассеивало свет. Наполните бутылки водой, тогда они будут лучше преломлять световые лучи. Поворачивая и перемещая бутылки, вы легко сможете создать любую комбинацию ярких пятен на композиции,точно направляя их в нужные места.Мороженое
Предупреждаю сразу: если вы в здравом уме, не пытайтесь снимать мороженое! Среди книг по кулинарии, которые мне доводилось иллюстрировать, одной из моих любимых является сборник рецептов мороженого, но мы прокляли все, пока не завершили съемку, В освещении мороженого нет никаких особенностей - работают те же подходы, что и в любом другом натюрморте. Вам просто нужно работать исключительно быстро, успев вместе с кулинаром-дизайнером поймать нужный ракурс и момент. У вас не будет времени на то, чтобы что-то менять уже в процессе съемки, поэтому необходимо заранее выставить освещение и построить композицию, введя в кадр все необходимые элементы. Не помешает также поддерживать в студии пониженную температуру и выставить мощность пилотного света на минимум. При подготовке кадра используйте искусственное мороженое, расположив его на идентичном блюдце. Обычно я заранее делаю множество шариков мороженого и замораживаю их в морозильнике, положив на пластиковый поддон. Освещение Все эти снимки были сделаны с использованием одной и той же простой схемы. Не забывайте очень точно отмечать положение пиалы или блюдца с мороженым, которое вы так или иначе будете вынуждены менять. Я использовал всего три источника освещения. Сверху и немного справа располагался софтбокс, фон освещался вспышкой со стандартным рефлектором. Если вы хотите придать фотографии прохладный или теплый оттенок, используйте цветной фон или слабый желатиновый фильтр (например, «солому») на фоновом источнике. Слева я расположил эллипсоидный зумм-спот с установленным перед ним гобо, создающий направленную подсветку с небольшими неравномерностями. Можно воспользоваться трюком с бутылками. Дополните заполняющее освещение с помощью небольших отражателей или зеркал, расположив их в нужных местах. Сделайте фоновый источник на 2 ступени мощнее софтбокса, а боковую подсветку - на 1 ступень мощнее софтбокса.Вы также можете использовать фильтр Straw 1.
Коктейли
Многие напитки, особенно коктейли или шейки, при должном оформлении прекрасно смотрятся на снимках, создавая ощущение лета, солнца, свежести и живительной прохлады. Для этого вам необходимо яркое освещение, выдержанное в высоких тонах. Этого добиться довольно легко, иногда -с помощью всего двух вспышек. Летом я зачастую снимаю коктейли прямо на улице, пользуясь солнцем в качестве единственного источника света и, при необходимости, заполняя тени с помощью небольших отражателей. В студии я устанавливаю большой софтбокс для создания мягкого рассеянного освещения всей композиции, после чего имитирую направленный свет солнца с помощью вспышки с рефлектором. Свет вспышки можно смягчить с помощью рассеивающего фильтра. Добавьте несколько отражателей, чтобы отбросить часть света на плохо освещенные области, и вы легко получите замечательные снимки. ОсвещениеДля съемки этих медовых коктейлей я воспользовался всего двумя источниками. Стаканы и блюдце стояли на текстурированной белой скатерти, легкий холодный оттенок которой создавался за счет синего бумажного фона; специальная фоновая подсветка не использовалась. Софтбокс располагался над композицией, слева от центра, под углом 45° к плоскости стола. Сзади справа от композиции была установлена вспышка с рефлектором и одним слоем рассеивателя Tough Frost. Будьте предельно внимательны и следите за возможными бликами и потерей контрастности при использовании контрового света; вам могут потребоваться несколько черных «флагов», чтобы защитить объектив. Сделайте несколько тестовых кадров и подберите оптимальную мощность источников, после чего пометьте места расположения стаканов и замените коктейли на свежие. Оформите их по вкусу, проведите съемку и насладитесь освежающими напитками.
Суп-пюре из кресс-салата
Как я уже упоминал, во многих случаях я пользуюсь всего двумя источниками света при фотографировании напитков. То же относится и к съемке многих блюд. Не стоит усложнять схему освещения: при этом есть опасность, что пища будет выглядеть неестественно. Действительно, бывают ситуации, когда в композиции возникают затененные области, требующие дополнительной подсветки с помощью тубуса или мини-спота: например, так часто бывает при съемке пищи в глубоких тарелках или кастрюлях. Салат и другие зеленые овощи часто выигрывают от избирательного освещения, поскольку их яркий зеленый цвет придает снимку ощущение свежести. Для подсветки глубоких теней и создания интересных бликов хорошо подходят небольшие зеркала, которые можно закрепить на раздвижных штангах. ОсвещениеМне очень нравится этот снимок супа-пюре благодаря его простой цветовой гамме и свежему, аппетитному виду. Особенно оживляет кадр задняя подсветка листа салата. Мне хотелось, чтобы предметы на заднем плане походили на абстрактные фигуры, поэтому я вывел их за пределы зоны резкости и осветил достаточно яркой вспышкой с рефлектором, расположенной справа. Над композицией, как обычно, располагался большой софтбокс. Для подсветки листьев была задействована еще одна вспышка с рефлектором, стоящая слева сзади. Пожалуй, лучше начинать подготовку к съемке с аккуратного размещения именно этого источника, поскольку он может очень легко создать паразитную засветку. Расставив предметы на столе, поверните тарелку так, чтобы свет наилучшим образом заиграл на полупрозрачной поверхности салата, Оставьте самые лучшие листья салата для проведения окончательной съемки, настроив свет и экспозицию на «тестовых экземплярах». Когда все будет готово, аккуратно замените их с помощью пинцета. Чтобы салат не увял, работать нужно довольно быстро.
Тема для разговора: Кулинар-дизайнер
Фотограф
Я всегда испытывал большую любовь к кулинарным изделиям. Меня не перестает удивлять эта фантастическая гамма вкусов, поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что фотосъемка кулинарии стала основой моего бизнеса на многие годы. Ключ к успеху - это крайне внимательное отношение к мельчайшим деталям в подготовке и оформлении блюда, а также правильный выбор освещения.
Свет должен оживлять и подчеркивать наиболее интересные особенности пищи. Избегайте глубоких теней, заполняя их светом с помощью отражателей. Следите за тем, чтобы еда была абсолютно свежей, без намека на черствость или вялость.
В этом вам поможет поддержание в студии пониженной температуры. Запаситесь скотчем и не-пачкаюшимся пластилином: они помогут вам поддержать элементы композиции в нужном положении. Советуйтесь и работайте в команде с хорошим кулинаром-дизайнером. Выставляйте свет и съемочные параметры на черновой версии блюда, заменяя его на идеально оформленный вариант непосредственно перед съемкой кадра.
Кулинар-дизайнер
Обычно я выгляжу как сантехник, приходя в студию с довольно большим набором инструментов. Хороший инструмент - главное в моей работе.
У всех фотографов, профессионально занимающихся съемкой пищи, в студии оборудована полноценная кухня, но я все равно предпочитаю приносить свои ножи, пинцеты, блендеры и т.д.
Я считаю, что залог успеха в фотосъемке пищи -это найти общий язык с фотографом. Я предварительно обсуждаю с ним нашу задачу, после чего готовлю предварительный вариант блюда, на котором фотограф может построить композицию и выставить свет. Мы работаем параллельно. Наконец наступает кульминационный момент: мы оформляем готовое блюдо и размещаем его на съемочном столе, проводим его финальную обработку, добавляем масло и соусы, после чего делаем снимок.
В нашей работе используется много хитростей и уловок, главная среди которых - недоваривать продукты, особенно овощи. Чтобы блюдо выглядело более ярким и блестящим, мы наносим на него легкий слой масла.