По действующему стандарту для двигателей с числом цилиндров не более 4 при минимальном числе оборотов на холостом ходу концентрация СО не должна превышать 1,5% (при проверке в дорожных условиях допускается 3%), а СН (несгоревшие углеводороды) – 1200 1/млн (частей на миллион).
При повышенном числе оборотов на холостом ходу (2000-3500 об/мин) нормы составляют СО – 2%, а СН – 6001/млн. Чтобы выполнить эти нормы, надо периодически проверять двигатель на концентрацию токсичных веществ в отработанных газах. Особенно после регулировочных и ремонтных работ, при изменении климатических условий, переключении режима подогрева воздуха. В случае необходимости надо отрегулировать карбюратор с помощью газоанализатора. Где ж его взять?
Исправный двигатель можно отрегулировать на минимум выброса СО и СН при помощи тахометра с ценой деления 25 или 50 об/мин. Они есть в большинстве простейших диагностических приборов. Предварительно необходимо поверить уровень топлива в поплавковой камере, зазоры в прерывателе, в свечах зажигания и прогреть двигатель до заданной температуры (обычно 70-80 градусов).
Регулировка производится в следующем порядке:
- Обогащаем или обедняем горючую смесь винтом качества при неподвижном винте количества так, чтобы тахометр показывал максимальное количество оборотов.
- Устанавливаем винтом количества смеси или воздуха числа оборотов, превышающие заданное по инструкции минимальное число оборотов холостого хода (500-600 об/мин для тихоходных двигателей и 750-900 для быстроходных двигателей – АЗЛК, ВАЗ) на 12-20% (n-регулировочное). Так, например, для двигателей Ваз с карбюраторами ДААЗ-2105 и 2107 необходимо устанавливать 920-960 об/мин.
- Винтом качества при неподвижном винте количества устанавливаем опять максимальное количество оборотов.
- Винтом количества устанавливаем n-регулировочное. В двигателях с карбюраторами, оснащёнными автономной системой холостого хода (ДААЗ-2105, 2107, К-133, К-151), обычно этого делать не приходится, так как при вращении винта количества состав горючей смеси практически не изменяется.
- Винтом качества при неподвижном винте количества уменьшаем число оборотов до минимума. Если мощностной состав смеси на холостом ходу был выбран на 18-20% выше минимальных оборотов холостого хода, то попадаем в зону 0.5-1.5% СО. Если же мощностной состав смеси на 12-15% выше минимальных оборотов холостого хода, то концентрация СО будет в пределах 1.5-2.5%.
- Нажав на рычаг привода дроссельной заслонки и резко отпустив его, проверим стабильность работы карбюратора. Если число оборотов на холостом ходу изменилось на значительную величину, то целесообразно повторить с первой операции по пятую.
Регулировать состав смеси следует сначала при повышенном числе оборотов (для высокооборотных двигателей при 2500-3500 об/мин).
Данным способом это можно делать только на карбюраторах, имеющих винт производственной подстройки (ДААЗ-2105, 2106, 2107).
Для двигателей с изношенной цилиндропоршневой группой с целью снижения выброса СН целесообразно выбрать повышенную частоту вращения коленчатого вала на 10-15% выше минимальных оборотов холостого хода с соответствующим увеличением мощностного состава смеси, а также установить на 2-4 более поздние углы опережения зажигания.
Если тахометра нет, например, в дорожных условиях, то нужно обеднить смесь винтом качества карбюратора до момента, когда начнётся неустойчивая работа двигателя. Затем, очень медленно вращая этот винт в обратном направлении, подойти к границе устойчивой работы мотора. Если при этом число оборотов сильно уменьшится, нужно винтом количества увеличить его до нормы и повторить указанные выше манипуляции винтом качества. При первой же возможности целесообразно проверить концентрацию СО и СН газоанализатором.