Оглавление:
- Без чего не получится быстро выучить стих и рассказать его?
- Приемы, технологии и методы быстрого и легкого разучивания стиха
- Как быстро выучить большой стих?
Не бывает плохих мозгов и сложных стихотворений. Бывает нежелание и незнание легких основных приемов разбора, запоминания и разучивания его. Не хочется делать то, что не получается. Не нравится учить то, что непонятно и не вызывает личностных эмоций и чувственного отклика. Но если сделать весь процесс занимательным, увлекательным, понятным и приятным, то успеха и активной мозговой деятельности точно не избежать. Перед этим занятием голова должна быть отдохнувшей, трезвой и свежей во всех смыслах. Под отдыхом понимается полноценное питание и сон, а не нагрузка в виде компьютера. Рекомендуемое время – вечер. Лучше готовиться к уроку литературы за 2 дня до нее.
Без чего не получится быстро выучить стих и рассказать его?
В первую очередь, без понимания его, во-вторых, без собственного отношения к нему. А в-третьих, если не знать общих дидактических правил работы со стихом. Только зная все секреты можно ответить на вопрос, как можно быстро выучить стих.
Итак, для работы над пониманием стихотворения понадобятся:
- Первичное восприятие текста. Это может быть mp3 файл с записью прочтения опытным актером или диктором. Подойдет слово учителя на тот случай, если он обладает точной, красивой, выразительной речью. Можно с этим вопросом также обратиться к близкому человеку, например, к маме. Прослушивание выразительно прочтенного текста способствует эмоциональному проникновению смысла стиха в глубины сердца. Оно также дает понять один факт, с каким настроением оно читается, и как он вообще звучит.
- Важно определить свое отношение к тому, что выслушано. Произведение либо нравится, либо нет. Полезно отметить для себя ту изюминку, особенность стиха, которая сразу запала в душу.
- Теперь можно самим спокойно прочитать его, отмечая все непонятные слова и фразы, значение которых либо совсем не ясно, либо размыто.
- С выделенными словосочетаниями, фразеологизмами, сравнениями, олицетворениями, идиомами, образными и стилистическими выражениями нужно поработать. Их значение можно найти в специальных словарях: будь то словарь синонимов, фразеологизмов, паронимов или любой другой. Достаточно вбить запрос в поиск браузера, и ответы будут найдены. В крайнем случае, можно обратиться за разъяснением слова к родным. После этого общее представление обо всех новых словах будет в памяти.
- Далее нужно проанализировать его. О чем там рассказывается? Кто главные герои? Какие они? Что делают? Почему что-то описываемое в тексте происходит, что или кто на это влияет? Какая главная мысль стиха? Зачем автор написал его, что чувствовал при этом, и чему хотел научить, передавая его читателям. Какая воспитательная цель имеется у данного произведения?
- Следующим важным этапом станет учение читать стих выразительно. Да, да, именно выразительно, а не абы как. Дело в том, что лучше сразу читать его правильно, как положено, а не откладывать это на момент после заучивания. Человек читает выразительно тогда, когда соблюдает равномерный темп, необходимую интонацию, в нужном месте повышает или понижает голос, делает его чуть громче или тише. Он не механически проговаривает рифмованные строки, а вкладывает в них свое отношение, настроение. Он как бы переживает его, как автор.
На первый взгляд этот весь разбор кажется долгим мероприятием. Но когда план действий будет в голове – вопрос как быстро учить стихи стоять не будет.
Приемы, технологии и методы быстрого и легкого разучивания стиха
Ответить на вопрос как быстро и легко выучить стих поможет сигнальная технология. Суть ее заключается в том, что информация из текстового материала трансформируется в графическое изображение, при этом буквы играют вспомогательную роль.
- Первый вариант. Читается первая строчка, ставится в начале строки первая ее буква, добавляется схематический рисунок. И так с каждой строкой и строфой. Далее заучивание идет по принципу 3-х кратного повтора первой строки, двух строк, четверостишия. И так происходит с каждым. После этого рассказывается стих по шпаргалке – буквенно-картинному плану. Заучивание идет легко потому, что уже все понятно, разобрано, нарисовано, и уже, в общем-то, понравилось. Это отличный способ тренировать память.
- Второй вариант. Составление картинного плана к четверостишиям и заучивание по ним, потом без них.
Для наглядности будет взято стихотворение Ю. Кима «Летучий ковер». Для понимания оно легко, да и выразительность обеспечивается позитивным настроением всей картины. Автор представляет, что он летит по ковру-самолету и видит всё вокруг. Предлагает и читателям пофантазировать на эту тему, порадоваться красоте природы. Из малопонятных слов здесь может быть только «вольный путь», что значит «свободный». Под пушистыми крыльями можно понять длинную бахрому по краям ковра. Стихотворение учит любить окружающий мир, настраиваться чаще на позитивный лад.
Далее пора переходить непосредственно к самому приятному – к творческому процессу. Здесь не имеет значения умение рисовать. Любая каляка, имеющая смысл, поможет ответить на вопрос как быстро выучить стихотворение.
Сравните оригинал текста с предлагаемыми схемами к каждой строке. Нарисованы картинки согласно с ассоциациями к словам. Здесь есть все возможности для реализации творческого потенциала. Да и запоминается таким способом стишок очень быстро. Секрет этого метода прост: тут работает и кинестетическая, наглядная и слуховая память. Некоторые методисты предлагают переписывать весь заучиваемый текст. Минус здесь один: не так четко представляются все описываемые образы.
Творческая деятельность вызывает эмоциональный отклик, поэтому относиться равнодушно к нарисованным собственноручно картинкам просто невозможно. Они смешат, улучшают настроение и придают уверенность в своих силах.
Как быстро выучить большой стих?
Для того чтобы решить задачу как быстро выучить большой стих, нужно обязательно проводить полный анализ по смысловым и причинным связям, словарную работу. Тренировать необходимо сознательное выразительное чтение, понимать события, описываемые в стихотворении. Что касается заучивания, тут подойдет вышеописанный способ.
Для более наглядного объяснения для анализа было выбрано достаточно объемное стихотворение Станиславской Галины «8 сентября». Данный текст использовался на школьном конкурсе чтецов, посвященном дню Победы, это отличный стих на день 9 мая. За 40 минут его разобрала и за 30 минут выучила ученица 3-его класса обычной школы. Остальное время, за неделю до мероприятия, она всего лишь отрабатывала актерское мастерство, мимику, жестикуляцию, четкость, эмоциональность и выразительность рассказывания. После подробного разъяснения приема, девочка теперь знает, как быстро выучить стихи любой сложности.
Это стихотворение посвящено Блокаде Ленинграда, и названо тем днем, с которого начался голод, много смертей в небольшом городке:
- В первом четверостишии рассказывается об обычной счастливой осени, богатой урожаем, которым она, как бы и «манит» - это олицетворение.
- Далее говорится об утре, начале 8-ого сентября.
- Потом – общая характеристика 1941 года.
- В четвертой строфе говорится о ребенке, потерявшем мать, а в пятой – о страданиях ленинградцев.
- И последняя строфа – о боевом настрое жителей, которые хотели выжить.
Это стихотворение воспитывает патриотизм, уважение и серьезное отношение к своей истории, сострадание и сочувствие.
При работе над выразительностью используются пометки для пауз:
- Одна черта / - это малая пауза, которая ставится после запятых.
- Две черты // - ставятся после точек, восклицательного и вопросительного знаков.
- Подчеркнуты одной линией слова, которые особенно выделяются голосом.
- Громкость – динамичная.
- 1-ая строфа рассказывается одновременно и грустно и радостно.
- У второго абзаца первые две строчки спокойные, последние две – должно быть напряжение в голосе.
- 3-ий абзац говорится с усилением, с отчаянием в голосе, с сожалением.
- Далее, где говорится о ребенке – должен быть голос тихий, жалостливый.
- Потом громкость увеличивается, и последнее четверостишие рассказывается победным тоном.
В качестве картинного плана хорошо просматривать реальные картины произошедших дней. Если постараться, то можно заметить на просторах интернета картины, отображающие каждую строчку стиха о трагических событиях.
После основного разбора стихотворения по пониманию и разбиению на смысловые части посредством изображений важно делать передышку, небольшой отдых. Учить заранее нужно для того, чтоб рассказывать стихотворение уверенно, без запинок, эмоционально и четко. Большие стихи готовить лучше заранее, в отличие от маленьких. Да и вопрос как быстро выучить стих за 5 минут наизусть теперь не стоит так остро. Ведь очень легко осмыслить и выучить его, занимаясь творческим преобразованием, фантазией и рисованием. Причем это становится действительно приятным и увлекательным процессом.
А как Вы учите стихи со своими детьми? Есть ли у Вас особый метод? Расскажите об этом в комментариях.