Оглавление:
В переводе с греческого языка «Мистика» — «таинственный», «скрытый». То есть, речь пойдёт об отношении человека к сверхъестественным явлениям, духовной практике, направленной на связь с высшими силами. Понятие «религиозный мистицизм» подразумевает связь с Божественными силами. Каждой мировой религии присущи свои мистические доктрины. Так, например, существует индуистский, буддийский, исламский мистицизм, а также другие учения.
Исламский мистицизм
Появление первых мусульманских мистиков (суфий) связывают с VII веком, а возникновение суфизма как доктрины — XII в. Стоит отметить, что средневековый мистицизм имеет некоторые отличия от мистицизма современного.
Мир исламского мистицизма основан на преодолении своих индивидуальных качеств, отречении от своего «я», полном посвящении себя Аллаху, акценте на любви к Богу.
Основной объект суфийского учения — человек в совокупности с его отношением к Богу и путями его познания.
Существуют суфии:
- Умеренные.
- Крайние.
Учения крайних суфиев существенно отличаются и противоречат догматам ортодоксального ислама. Чтобы постичь духовное совершенство, умеренному суфию требуется пройти следующие ступени:
- Признание мистиком-суфием законов и предписаний ислама — шариат.
- Вступление на следующий этап — тарикат, то есть, познание правильного жизненного пути.
- После вступления на правильный путь суфию предстоит познать истину — хакикат.
После познания истины суфию необходимо пройти такие стадии, как любовь и познание. Познав Божественную любовь, он может наблюдать красоту истины с помощью своего сердца – «глаза сердца».
Видео об исламском мистицизме
Практическая жизнь крайних суфиев устраняет мусульманскую молитву и паломничество в Мекку. Мистические радения (зикры) вытесняют исламские молитвы. Крайние суфии отделяют шариат от «хакикат». Конечной целью суфиев является Бог-истина, а не шариат, и суфии стремятся присоединиться и слиться с Богом. Утверждение суфийского учения о «вахдат аль вуджуд» (единстве бытия) основано на растворении материального мира, в том числе, и человека, в существе Бога, то есть, Бог и его творения не могут быть отделимы друг от друга. Поэтому иногда можно услышать от некоторых суфий-пантеистов такое изречение: «Я — истина, я — Бог». За подобное утверждение был казнён в Багдаде в 1922 году самый известный суфий Халладж. Правоверные видели такие слова кощунственными и считали, что суфии таким образом отрицают исламский монотеизм.
Суфизм существует и в современной жизни. Средневековый мистицизм и учения, которые несли его последователи (Халладж, Ходжа Насреддин, Газали) не были подавлены и вытеснены официальным исламом. Последователями суфизма были выдвинуты из своих рядов величайшие мыслители, философы, поэты, оставившие после себя бесценную литературу на арабском, персидском, турецком и других языках. Сегодня данная литература — важное культурное наследие мусульманского Востока.
Христианский мистицизм
Христианский мистицизм зародился с возникновением христианства. Христианские мистики могли приближаться к Богу различными способами, которые, как правило, были подкреплены сложными системами интеллектуальных обоснований, основанных на христианских учениях. Это также является их отличием от нехристианских мистиков, которые во главе ставили практику, а не теоретическое изыскание.
- Мистицизм образа Божьего — стремление к «подобию».
- Мистицизм любви.
Самим Христосом была подчеркнута мысль: «Я в Отце и Отец во мне». Таким образом, Господь указал, что путь к воссоединению в любви не является чувственным и псевдомистическим уходом, а есть согласием с Его жизнью. Из многих новозаветных фрагментов можно убедиться в том, что важность бытия в Иисусе имеет большое значение для христианина. Послания апостола Павла наполнены мистическим опытом, согласованным с высказыванием «не я живу, а Христос живёт во мне».
С течением времени христианским мистицизмом были приняты новые разнообразные формы. Наиболее значимыми среди них можно выделить:
- Теорию исихазма (Восточная церковь).
- Теорию чувственного эротического служения, сконцентрированного на фигуре Иисуса (Римско-католическая церковь).
- Систематическую медитацию и созерцание, в которых на первом месте стоит глубокая молитва.
- Богослужение, согласно которому средство восхождения и воссоединения с Богом души — литургия и мистика.
Ключевые составляющие христианской мистики — свобода, личность и любовь. Христианская мистика отличается от нехристианских именно личной составляющей, заключающейся в отрешенности, воплощенности и конкретности.
Философский мистицизм
Мистицизм в философии — это учение философии и богослужения, особый способ понимать и воспринимать человеком окружающий мир. Такой способ основан на эмоции, интуиции и иррациональности. Практически все мировые религии и верования включают в себя мистические доктрины, обладающие общими характерными чертами:
- Тяготение к интуитивности и символизму.
- Психофизические упражнения или медитации, необходимые для того чтобы достичь определённого психического состояния.
В чем же заключается понятие «Философский мистицизм»? В современном мире наблюдается развитие таких форм мистицизма, как фрейдизм, неофрейдизм и неорелигиозный мистицизм. На первом плане находятся такие способы постижение мира, которые можно назвать нерациональными. К ним относятся:
- Парапсихология.
- Телепатия.
- Экстрасенсорика.
Сегодня основное внимание направлено на духовно-психические способности и явления, на такие состояния психики, как психопатология, одержимость. Такие состояния и механизмы до конца не изучены, поэтому в этой области остаётся большое поле для того, чтобы строить различные предположения и умозаключения.
Наиболее влиятельными концепциями мистицизма 20 века можно назвать теософскую концепцию «мистического космизма» Е. П. Блаватской, антропософскую теорию Л. Штайнера, современное учение К. Кастанеды. Перечисленные имена отличаются большой популярностью в современной мировой культуре, они имеют множество последователей, а их книги распространяются по всему миру немалыми тиражами.
Видео о мистицизме
Основная особенность произведений современных писателей-мистиков заключается в их включенности:
- В общие культурно-философские познания человечества.
- В тесную связь с различными философскими учениями восточных, западных стран.
- В обращенность к древней философии.
Мистические духовные традиции, конечно, же, родились не сегодня. Несмотря на оспаривание человечеством её правомерности, она является реально существующим типом восприятия. Не признавая этот факт, человечество рискует остаться ограниченным в полноте своих мироощущений, в возможности познавать мир.
Другая черта мистицизма данного периода — присутствие неорелигиозного характера. По мнению его последователей, их религия является более реалистичной, построенной на естественных научных основаниях, по сравнению с традиционной религией. К тому же, неорелигия не требует догматики и авторитетов, в которых так нуждаются другие религии мира.
Учение о мистицизме в его новых версиях зачастую стремится к природе, поднимает темы экологических проблем, призывая человечество вести здоровый способ земледелия, здоровый образ жизни, здоровые нравственные отношения.
Как Вы относитесь к мистицизму? Считаете ли его религией? Поделитесь своим мнением в комментариях.