Основной проблемой современной мировой экономики является отсутствие реальных инструментов, позволяющих государственным структурам контролировать крупные корпорации, которые, в свою очередь, готовы идти на существенные риски ради получения сверхприбылей. Да, есть масса надзорных органов, которые призваны решать эту задачу, но они не в силах качественно выполнять свою работу. Именно по причине отсутствия отлаженной системы хеджирования рисков постепенно назревал крупнейший в истории финансовый кризис, который разразился в 2008 году.
Система производных финансовых инструментов, называемых деривативами, почти лопнула. Почему почти? Да потому, что крупнейшая из мировых экономик – американская – сделала астрономические финансовые вливания в такие финансовые корпорации, как «Меррилл Линч», по сути дела национализировав их. Между тем, именно грандиозные ошибки, связанные с плохим риск-менеджментом этих корпораций, привели к тому, что мир вплотную приблизился к финансовой пропасти. Средства массовой информации успокаивают людей, говоря, что кризис миновал. Однако многие известные экономисты уверены, что он еще впереди, поскольку главная его причина не решена. Финансовые учреждения всего мира продолжают крайне рискованную политику, связанную с выдачей крупных кредитов практически без гарантий возврата. Это касается кредитования частных лиц, корпораций и целых государств. Оценка рисков осуществлялась и сейчас осуществляется формально, в противном случае не было бы реальных проблем в Греции и на Кипре, которые сейчас, по сути, являются государствами-банкротами. А что будет, когда по своим долгам перестанут платить Италия, Испания, Португалия? Вполне вероятно, что такие времена не за горами.
Что касается российской экономики, то в 2008 году ее спасла «подушка безопасности», сформированная российским правительством. Именно она существенно помогла банковской системе, обеспечив ликвидность системообразующих банков и поддержав рубль. Но, судя по всему, средства из этой «подушки» будут постепенно изыматься и направляться на крупные инфраструктурные проекты, окупаемость которых целиком зависит от цен на углеводородное сырье. Как это ни прискорбно, но нефть и газ – основные востребованные продукты российской экономики. Для минимальной стабильности нужно, чтобы цена на нефть оставались хотя бы на уровне 100,0 долларов за баррель. Именно с ценой на энергоносители сейчас связанны основные риски экономики России, которая с каждым годом становится все менее диверсифицированной.