- Когнитивное мышление для человека
- Как развить когнитивное мышление и возможно ли это?
- Упражнения для развития когнитивного мышления
Впервые создал теорию и дал определение когнитивного развития (лат. «Cognitio» -«познание») швейцарский психолог и философ Жан Пиарже. Он утверждал, что мышление этого типа начинает появляться с самого рождения ребенка, и оно качественно отличается от мышления взрослого. Возможность абстрактного, системного мышления, способность формировать предположения и гипотезы появляются только в юности. К старости функции когнитивного мышления снижаются.
Когнитивное мышление для человека
Без когнитивного мышления невозможна социальная жизнь человека, его обучение и дальнейшее развитие. Оно находится в тесной взаимосвязи с визуальным мышлением.
Как процесс, визуальное мышление можно считать мыслительной деятельностью, итогом которой является создание новых образов, визуальных форм и оперирование ими в произвольном или заданном направлении.
Эту взаимосвязь можно использовать для обучения, в том числе точным наукам – математике, физике или геометрии. Когнитивно - визуальный (зрительно-познавательный) подход к формированию знаний предполагает широкое использование в процессе обучения рисунков, графиков, мультипликации. «Одна картинка стоит тысячи слов» - так гласит китайская поговорка и ее мудрость невозможно подвергнуть сомнению.
Все это способствует гармоничному развитию правого и левого полушарий мозга, насыщает процесс обучения положительными эмоциями, принося радость и удовольствие.
Визуальное структурное мышление дает возможность увидеть взаимосвязи между элементами изображения (рисунка или схемы) и свободно оперировать ими в уме по аналогии.
Оно необходимо в науке, где наиболее часто используется мысленный эксперимент. Египетские пирамиды, высотные здания и космические корабли существуют не благодаря математике, термодинамике или строительной механике, а потому, что они вначале были образом, картинкой в воображении тех, кто их построил.
Смотрите видео о видах мышления и некоторых способах их развития.
Как развить когнитивное мышление и возможно ли это?
Еще совсем недавно считалось, что уровень интеллекта человека заложен генетически при рождении и его невозможно улучшить. С открытием метода мультимодального обучения это мнение было опровергнуто.
При мультимодальном обучении используется максимально большое количество способов (слухового и визуального) ввода информации человеку или ребенку, чье IQ требуется повысить. Обучение происходит в областях:
- коммуникация;
- поведение в обществе;
- игровые навыки;
- отдых и развлечения.
В обучении используется метод, разработанный командой ученых: Перрингом, Джегги, Бушкулом и Джонидсом. Ими была создана уникальная система для улучшения интеллекта при помощи тренировки кратковременной памяти. После ее применения у испытуемых было зафиксировано значительное развитие когнитивных способностей.
Эта система помогает даже в случае, если у детей диагностирован аутизм. Если с когнитивным мышлением есть проблемы у обычного ребенка, он хуже учится в школе. Чтобы выяснить их наличие, нужно пройти специальные тесты у нейропсихолога.
Упражнения для развития когнитивного мышления
Самостоятельно улучшить свое когнитивное мышление и управление знаниями может каждый, но для этого необходимо будет изменить образ жизни. Для лучшего эффекта нужно делать это в комплексе, следуя определенной программе:
- привнести в жизнь новшества;
Известно, что люди, обладающие высоким уровнем развития когнитивного мышления, все время искали для себя новые виды деятельности. Среди них немало гениев, таких как Ломоносов, Эйнштейн, Леонардо да Винчи. Поль Анри Гольбах утверждал: «Гений — это зрение, одним взглядом охватывающее все пункты обширного горизонта».
Читайте о том, что такое гуманистическая психология.
А также о том, что такое криминальная психология.
Поэтому для того, чтобы повысить свои когнитивные способности, следует постоянно изучать новую информацию, искать дело, которому можно научиться, стремиться к получению нового опыта и знаний.
Появление чего-то нового и интересного в жизни стимулирует выработку допамина, который в свою очередь приводит к созданию новых нейронов и подготавливает мозг для освоения когнитивных навыков.
- поддерживать мозг в форме;
Для того чтобы постоянно держать мозг в тонусе, необходимо менять сферу деятельности. После того, как одно дело освоено, нужно немедленно переходить к другому. Например: если стало ясно, как играть в карты, следует начать осваивать шахматы.
- творчески мыслить;
В этот пункт входит создание свежих, оригинальных идей в деятельности, которой занимается человек. Известно, что новые идеи возникают на основе знаний в той или иной области знаний. Они требуют интеллектуальной смелости, умения отойти от общепринятых вещей.
- не искать легких путей;
Современные технологии делают жизнь человека намного проще и эффективней, но ухудшают когнитивные способности. Мозг нуждается в постоянных упражнениях и если перестать использовать свои навыки для решения проблем и задач, умственные способности пойдут на спад.
Например: если постоянно пользоваться программой-переводчиком, то знания иностранного языка станут хуже. Поэтому, прежде чем воспользоваться благами цивилизации, стоит вначале попытаться сделать что-то самостоятельно.
- общение с людьми на форумах и социальных сетях.
Часто общаясь с самыми разными людьми на форумах, социальных сетях, человек открывает для себя возможности для личностного роста. Это позволяет открыть новые возможности или посмотреть на свои проблемы с другой стороны.
Достичь впечатляющих результатов в когнитивном мышлении возможно, если у человека будет достаточно настойчивости и воли, чтобы придерживаться новых жизненных принципов и не отступать от своего пути. Если дети, имеющие ограниченные возможности, могут повысить когнитивные способности, то это может каждый.
Делитесь своим мнением важности наличия когнитивного человека для развитой личности в комментариях. А также смотрите видео об исследовании основ мышления в когнитивной психологии.