Оглавление:
- Исток чайной церемонии - дзен-буддизм
- Этапы становления и обретение различных атрибутов японской чайной церемонии в средние века
- Церемония чая в наши дни и своими силами
Чайная культура и особые способы употребления чая неразрывны с двумя основными «китами» на которых базировалась культура средневековой Японии — это буддизм и конфуцианство. И то и другое было завезено в Японию из Китая, но за время своего развития прошло множество модификаций. Поэтому какие-то заимствованные традиции на островах смело можно называть национальными.
Исток чайной церемонии - дзен-буддизм
Однако развитие чайной культуры в Японии связано со становлением и распространением в первую очередь дзен-буддизма, как стали называть там китайский чань-буддизм. Его суть сводится к чистой передаче Учения Будды от Учителя к ученику. Это не говорит о том, что отвергаются сутры, практика медитации и не считается важным сострадание. Как раз наоборот. Дзен — это постоянная медитация, которая раскрывает адепту глубину его собственного сознания и Дхармы.
Точно так же развивался и Путь чая — с передачей от Учителя к ученику, с созданием собственной системы ценностей, которые просты для понимания, но достаточно сложны для практического осуществления. В видении японской средневековой интеллигенции чайная церемония — это нечто независимое от каких-то конкретных религий или учений формально. Она проявляет само «сердце» дзеновского восприятия действительности — феноменального и ноуминального мира. По этой причине в ходе действия не имеет смысл чтение сутр. Вместо этого участники беседуют.
Не нужна именно медитация в таком виде, как она происходит в дзен-до. Вкус чая и природа вокруг, наслаждение покоем и возможность созерцания не только явлений мира, но и своего ума делают её неформальной частью буддийской практики.
Этапы становления и обретение различных атрибутов японской чайной церемонии в средние века
В основе церемонии содержатся принципы:
- упрощения;
- тишины;
- покоя;
- чистоты.
Физическая чистота в этом контексте является символом чистоты помыслов и мышления вообще. Однако не следует думать, что чайная церемония в Японии — это явление сугубо буддийское и дзеновское. В том-то и дело, что она полностью универсальна и подходит для представителей всех воззрений. Именно дзеновское чаепитие в монастырях и храмах следует рассматривать в виде какой-то отдельной производной практики, которое всем японцам никто не навязывал.
Чай на островах был известен до эпохи Камакуры, то есть до 1185 года. Но с началом XII века началось его культивированное развитие, произошло второе рождения чая. Оно связано с именем дзеновского наставника Эйсая, который привёз семена или саженцы из Китая и стал выращивать кусты на территории храма. Эйсай рассматривал чай более в качестве лекарственного растения.
В народных же массах чаепитие культивировал народный учитель Дайо, а происходило это примерно через 50 лет после Эйсая. Годы жизни Дайо — 1236-1308. После него зарождающееся искусство сменило несколько активных адептов, пока не охватило Суко, ученика настоятеля Дотокуд-зи по имени Инкю. Суко смог сделать чайную церемонию красочным преставлением, которое было понятно и приятно большинству представителей аристократии и духовенства.
Тем не менее это была ещё не окончательная традиционная чайная церемония. Японская культура весь период средневековья представляла собой арену противоборства двух крайностей. Это стремление к пафосу, роскоши, богатству и благополучию.
Удивительно, но первые школы буддизма в Японии именно этому и учили. Буддизм сект эпохи Нара (VIII век н. э.) представлял собой пёстрое сочетание углубленного изучения сутр монахами с роскошными обрядами для знати. С другой стороны — простота и аскетичность дзен, которому не нужно ничего мирского.
Также стоит уделить внимание следующим статьям:
Развитие чайной церемонии интересно тем, что с одной стороны она была связана с принципом «ваби», подразумевавшим отказ от всего лишнего, а с другой обрастала деталями роскоши. В основном это было следствием того, что время от времени она становилась достоянием верховной знати.
Так, Тоётоми Хидэёси, известный объединитель японских земель, видный политик и узурпатор власти, предпочитал пышные приёмы и создал особую чайную комнату. Она была вся покрыта листами золотой фольги, а утварь для церемонии сделана из чистого золота.
Видный же мастер чайной церемонии и его современник, эстет Сэн-но Рикю, который стремился видеть красоту в простых вещах не нашёл с чиновником и фактическим правителем Японии общего языка. Поскольку Тоётоми Хидэёси был сюзереном Сэн-но Рикю судьба последнего была печальной. Ему было приказано совершить ритуальное самоубийство.
Не только в покое и умиротворении, но и на поле политических интриг к XVI веку чайная церемония обрела свои традиционные до наших дней черты. Для её проведения нужна особая комната. В максимальном варианте она проходит в чайном домике или даже целом чайном комплексе. Он включает в себя сад — тянива, иногда с водоёмом, и дорожку к домику — родзи. Сам же домик называется — тясицу.
Нужна и специальная утварь, которая может быть разной из-за времени, места и цели с которой проводится чайная церемония. Набор должен представлять собой единую художественную и смысловую систему.
В различных школах церемонии использовали и используют разные предметы и посуду разной формы. Существует множество вариантов подготовки чая и его заваривания. Отличается и характер театрализации действия.
Церемония чая в наши дни и своими силами
Современные адепты буддизма и все люди, которым не безразлична культура стран Востока часто задаются вопросом о возможности проводить церемонии чая в японском стиле самим. Ответ будет скорее положительным, чем отрицательным.
Прежде всего это относится к дзеновскому варианту, которому не нужна дорогая посуда или позолота на стенах. Чай будет нужно хранить в простом деревянном ящике. В наличие должна быть большая чаша для совместного употребления чая. Подойдёт чугунный чайник или медный. Чашки для чая нужно выбирать простые.
Следует отметить, что японцы иначе ухаживают за принадлежностями. К примеру, традиционная для потомков колонистов чайная церемония в Англии непременно была бы связана с начищенными до блеска металлическими предметами и каким-то изысканным фарфором.
Японцы же считают, что вокруг каждого предмета должна присутствовать аура почтенной старины. Поэтому следует выбирать наиболее старые предметы. Не состаривать искусственно имеющиеся в наличии, но и не пытаться придавать ничему парадный блеск.
Главное в церемонии — это дух созерцания, покоя и простоты. Если кто-то сможет полностью отрешиться от любых искусственных ноток, то приблизится к секретам средневековых японских мастеров.
Обсуждайте и добавляйте знаний о чайной церемонии в копилку в комментариях. Смотрите видео об основах чайной церемонии.