- Что говорит закон о компенсации за задержку рейса?
- Компенсация за задержку рейса в России
- Компенсация за задержку рейса: как получить?
Сегодня не является редким случаем задержка рейса или его отмена. При этом количество жалоб в Роспотребнадзор и исковых заявлений о взыскании компенсации за задержку рейса самолета в суд значительно меньше, чем могло бы быть. Причиной может служить не знание информации пострадавшими пассажирами как законодательство защищает их права, и как действовать в таком случае.
Информацию об обязанностях перевозчика надо черпать в Федеральных авиационных правилах № 82 от 28.06.2007г. Основания для защиты нарушенных правах потребителя как стороны в договоре об оказании услуг по перевозке в Законе о Защите прав потребителя.
Что говорит закон о компенсации за задержку рейса?
Доставка пассажира до места назначения совершена с задержкой, перевозчик обязан заплатить штраф в размере 25% от МРОТ за каждый час опоздания. Максимальный размер штрафа не должен превышать половины средств, затраченных на билет.
Перевозчик может быть освобожден от уплаты компенсации, если предоставит убедительные доказательства, что задержка произошла не по его вине, вследствие непреодолимой силы, поломки самолета, в результате которой пассажиры могли бы пострадать (статья 120 Воздушного кодекса РФ).
Какие действия не попадают под понятие непреодолимой силы смотрите в п. 3 ст. 401 ГК РФ:
- не нашлось денег на приобретение топлива;
- нет запасных частей для починки самолета и негде их приобрести в короткие сроки;
- контрагент перевозчика не выполнил свои обязательства, и выполнить свои перевозчик не смог, как ни старался.
Перевозчик имеет право отказаться от выполнения договора или перенести срок его исполнения, заменить самолет или сменить маршрут, чтобы обезопасить полет и авиацию, и если поступило требование от компетентных государственных органов.
Компенсация за задержку рейса в России
Помимо штрафа с перевозчика после задержки рейса можно требовать компенсацию ущерба, полученного по причине не предоставления авиакомпанией необходимых услуг. Эти услуги приведены п. 99 ФАП.
Рейс перенесли на 2 часа, значит должны обеспечить сохранность багажа и предоставить комнату отдыха, если летит также ребенок до 7 лет. Пришлось за это заплатить - ущерб.
Рейс переносят уже более 2 часов, то в пределах еще 2 часов можно требовать организовать возможность совершить 2 телефонных разговора или организовать доступ к почтовому ящику, чтобы была возможность отправить 2 письма. Организация звонков или почты за свой счет - ущерб. Перевозчиком должен быть соблюден питьевой режим, значит приобретение прохладительного напитка за свой счет, так как пить не дали - ущерб.
Смотрите видео о компенсации за задержку рейса.
Остались в аэропорту на лишние 4 часа и больше, должны накормить горячим (кормить через 6 часов днем и через 8 часов ночью), отправить на служебном транспорте в гостиницу, если рейс перенесли более, чем на 6-8 часов. Понесенные расходы на эти цели - ущерб.
- Не получаете этого минимума от перевозчика? Собирайте документальную доказательную базу. Получите письменно отказ от предоставления каждой услуги. Можно составить акт с другими пассажирами рейса.
- Задержку фиксируйте в справках от администрации аэропорта. Билеты на другой рейс - тоже доказательство. Вновь заактируйте. В акте достаточно двух свидетелей. Обязательно запишите их полные анкетные данные, и как их можно разыскать (адрес и телефон).
- Собирайте чеки или платежные квитки, подтверждающие расходы, за оплату каждой из причитающихся услуг.
- Все собранные документы прилагаются к претензии, написанной в произвольной форме, но с содержанием обязательных реквизитов.
Компенсация за задержку рейса: как получить?
Чтобы получить компенсацию от авиакомпании за задержку рейса за несвоевременность доставки до места назначения подайте на адрес перевозчика обращение, с выставленными требованиями. Такое обращение называется претензией.
Существует установленный срок на подготовку и вручение претензии - 6 месяцев. Место вручения - аэропорт. Это может быть в равной степени аэропорт начала пути следования или по месту прибытия (ст. 124 Воздушного кодекса РФ).
Читайте о том, можно ли сдать электронный билет в кассе РЖД.
А также о том, как вернуть деньги за билет на концерт.
Обязательные реквизиты претензии:
- кому и от кого, с указанием контактных данных, адреса, телефона;
- информационная часть должна содержать информацию о приобретенном билете, детали маршрута и факты задержки, отмены или переноса рейса, чем авиакомпания нарушила п.1 ст.103 ВК РФ;
- указать были ли факты нарушения п.92 ФАП, были ли извещения об изменениях в рейсе и об их причинах (визуальные или акустические);
- указать были ли нарушения требований п. 99 Федеральных авиационных Правил, и в какой именно услуге было отказано (не соблюли питьевой режим, не дали комнату матери и ребенка, не допустили к компьютеру с телефоном, не покормили и не дали гостиничный номер, не приняли багаж на хранение);
- выставить требования на возврат денег за билет - ч.2 ст. 795 ГК РФ (если рейс так и не состоялся), на компенсацию за задержку рейса по вине авиакомпании; на возмещение морального вреда - ст. 15 ЗоЗПП;
- приложить копии документов, на основании которых выставлена претензия и реквизиты счета, на который следует переводить денежные средства.
Установите срок на выполнение требований в рамках ст. 314 Гражданского кодекса РФ, чтобы после была отправная точка для отсчета процентов за пользования чужими денежными средствами по ст. 395 того же кодекса.
Подпишите претензию, поставьте дату на двух экземплярах. При вручении обязательно проконтролируйте, чтобы представителем авиакомпании был проставлен входящий номер, дата и подпись.
Дождитесь ответа на претензию или поступления денежных средств в сумме, равной выставленному требованию. Если в ответ на претензию поступил отказ, то подготовьте исковое заявление. Согласно ч.3 ст. 30 ГПК РФ такой иск рассматривается судом по месту нахождения перевозчика.
Бывали ли у вас случаи задержки рейса? Оставьте свое сообщение в комментариях! А также смотрите видео о компенсации за отмену или задержку рейса.