Оглавление:
Правильно организовывать свое время должны уметь не только взрослые, которым требуется планировать работу, досуг и домашние обязанности, но и дети. Чем раньше ребенок научится рационально использовать свое время, тем легче будет даваться ему учеба, тем больше стрессовых ситуаций ему удастся избежать. Сегодня тайм-менеджмент для детей – это залог счастливого и успешного детства. С самых ранних лет малыша приучают к режиму. Ребенок, научившийся распределять свой день, более эффективен в учебе и увлечениях, ему легче удается реализовать себя. Совсем маленький ребенок подражает своим родителям. И если те подают хороший пример, то ребенок быстро научится организовывать свое время без особых усилий.
Тайм-менеджмент для школьников
Подготовку к школе начинают заблаговременно. Пожалуй, именно в этот период следует начать учить ребенка самоорганизации. К чему приводит неумение контролировать и распределять время? Ребенок будет постоянно отвлекаться, сравнивать себя с другими, испытывать давление со стороны коллектива, теряться в собственных целях. С чего начинается тайм-менеджмент для школьников? В первую очередь, ребенку необходимо объяснить, что такое планирование, и описать его преимущества. Школьник должен понять, что без четкой проработки шагов с привязкой к конкретному времени добиться желаемого результата будет непросто. Немаловажно и правильно организованное рабочее место – здесь не должно быть ничего отвлекающего и лишнего.Объяснить пользу планирования можно на примерах, наиболее понятных ребенку. Если школьник увлекается компьютерными играми, то тайм-менеджмент можно сравнить с виртуальной игрой, где каждая достигнутая цель как новый пройденный уровень. Ребенок будет выполнять задачи с энтузиазмом, когда уяснит, что его время ограниченно и только эффективная работа поможет добиться положительных результатов.
Приучение к распорядку следует превратить в игру. Можно использовать таймер для выполнения каких-либо дел. Например, школьнику предлагается сделать домашнее задание по математике за 20 минут. Родители удивятся, насколько продуктивным окажется это время. Важно, не загонять ребенка в слишком жесткие рамки, иначе это станет дополнительным стрессовым фактором.
Модные в последнее время игры-квесты также можно использовать для приобщения ребенка к тайм-менеджменту. Преодолевая очередное препятствие и получая новое задание, ребенок научится достигать поставленных целей и будет делать это с энтузиазмом.
Видео о тайм-менеджменте для детей
Помимо целей и временных рамок существует понятие приоритета. Целей может быть много, но не все они одинаково значимы. Если дневной план школьника включает выполнение уроков, занятия спортом, просмотр телепередачи, прогулку с друзьями, то, скорее всего, первый пункт делать ему совершенно не захочется, а последние два окажутся слишком привлекательными, чтобы от них отказаться. Уже в начальных классах ребенок доложен понимать, что нужно не просто планировать свой день, а правильно расставлять приоритеты. Не выполнив первого пункта в списке, он не сможет перейти ко второму или четвертому. Понимая важность расстановки приоритетов, школьник быстрее научится грамотно планировать свой день, учебу и досуг.
Среди других правил детского планирования:
- Регулярность – школьник должен научиться ежедневно планировать свой день. Вначале это должны быть записи в дневнике или блокноте, потом это могут быть напоминания в телефоне или короткие оповещения в современных технических устройствах, к которым дети быстро привыкают. Обходиться без записей детям в раннем школьном возрасте сложно. Нелишним будет повесить доску для рисования на видное место, где можно ежедневно обновлять расписание.
- Отсутствие фанатизма – дел на день у школьника не должно быть слишком много. Если список взрослого человека может включать от 7 до 15 дел, то нежелательно вносить в расписание десятилетнего ребенка более 4-5 занятий. В противном случае школьник поймет, что успеть все невозможно и потеряет интерес к тайм-менеджменту.
- Время для отдыха – школьник должен не только научиться планировать свою учебу, но и досуговое время. Нелишним будет внести в расписание прогулку с друзьями или просмотр любимого мультфильма.
- Реальность поставленных задач – если взрослый человек может внести в список своих дел задачу, которая требует поэтапного решения, то в расписании ребенка не должно быть дел, которые нельзя выполнить за один раз. Школьник должен знать, что все поставленные перед ним задачи не просто реалистичны, а выполнимы в строго ограниченное время.
Тайм-менеджмент для студентов
Распорядок дня студента не во многом будет отличаться от расписания взрослого человека. Учебу в институте вполне можно приравнять к работе. Студенты уже знакомы с понятием планирования и в той или иной степени умеют организовывать свой день. Однако учебные нагрузки в студенческие годы слишком высоки, а контроль сравнительно мал. Студент должен самостоятельно распределять свое свободное время и избегать перегибов в ту или иную сторону. Конечно, срочные услуги студентам никто не отменял, но не стоит доводить до такой необходимости, важно научиться все делать самостоятельно и вовремя.Не зря в студенческой среде ходит поговорка: «от сессии до сессии живут студенты весело».
Экзамены сами по себе становятся испытанием, а для неподготовленного студента – это тяжелая стрессовая ситуация. Тайм-менеджмент в образовании поможет избежать авралов и нервных срывов. Студенты, в отличие от младших школьников, должны понимать, что потраченное время невозможно восполнить, зато его можно заранее спланировать. Поскольку специфика обучения в вузе выдвигает свои требования к образу жизни студента, то и планирование должно быть особенным. Ежедневные расписания – только верхушка айсберга. Им должно предшествовать долгосрочное планирование, хотя бы на полгода. Так удастся избежать стрессовых ситуаций и качественно подготовиться к экзаменам.
К особенностям студенческого распорядка дня можно отнести:
- Планирование полноценного сна – к сожалению, студенты пренебрегают качественным отдыхом, что отражается на их продуктивности и здоровье. Планируя день, не следует забывать о полноценном сне: встречи с друзьями и студенческие вечеринки не должны отнимать время от естественного отдыха.
- Делегирование полномочий – в студенческом возрасте приходит осознание того, что сделать все самому не всегда возможно. Студенты открывают для себя прелесть делегирования полномочий, так удается «попасть» одновременно на несколько лекций и выполнить малозначимые задачи, оставив силы для первостепенных.
- Корректировка задач – студенческая жизнь очень динамична, поэтому тайм-менеджмент для студентов имеет свою специфику. Учащиеся должны уметь не только планировать свой день и формулировать конкретные задачи, но и менять их или дополнять при необходимости. Планирование в этом случае имеет «плавающий» характер. Однако это не значит, что оно отсутствует вовсе. Благодаря рациональному тайм-менеджменту, можно не просто выполнить все поставленные задачи, но и сделать это с максимальной эффективностью.
Студенту придется научиться делать несколько дел одновременно, иначе успеть все не выйдет. Современные гаджеты приходят на помощь новому поколению. Аудиокниги можно слушать во время уборки квартиры или сидя в метро, с помощью ноутбука или планшета можно подготовить презентацию для занятий, находясь в очереди в поликлинике или где-либо еще.
Сложнее всего бывает научиться контролировать время. Сначала кажется, что его много, а когда подходит срок, то время катастрофически улетучивается. Чтобы научиться действовать в соответствии с расписанием, следует взять на вооружение следующие правила:
- вся подготовка к новому дню должна осуществляться с вечера;
- чтобы избежать соблазна не выполнить какое-либо дело, необходимо рассказать друзьям о намерении его сделать – чувство ответственности заставит придерживаться намеченного графика;
- время на дорогу необходимо внести в общий перечень свободного времени, так можно выгадать дополнительные минуты, а то и часы на повторение лекций, чтение книг, написание рефератов и т.д.
А Вы учите своих детей тайм-менеджменту, и помогает ли он им? Расскажите об этом в комментариях.