Те, кто сталкивался с научными статьями по антропологии или современной религиозной литературой (особенно неконфессионной), часто мог задаваться вопросом: «Что такое табу?» Этот термин, который появился в языке европейцев и вообще жителей «цивилизованного» мира сравнительно (в историческом разрезе) недавно, лучше всего отображает такие понятия как «религиозный запрет», грех, если их возвести в абсолют.
Табу в науке
Впервые термин табу был открыт для европейцев небезызвестным Джеймсом Куком (тем самым, которого потом «съели аборигены»), достаточно подробно он описал данный обычай в записках о традициях народов Полинезии. Первооткрыватель описывал это понятие на примере аборигенов с островов Тонга, впервые столкнувшись с ними в 1771 году. Позже это понятие приглянулось социологам и антропологам, которые решили ввести его в свой научный лексикон, а параллельно сделали частью многих европейских языков.
Табу, что значит «священный» или «запрет», а в оригинале означает сложное слияние этих понятий в сознании людей, переживающих определенный период общественного развития, одним из первых использовал в своих работах Джеймс Джордж Фрейзер. Известный антрополог выводит это понятие из полинезийского глагола «Ta» и наречия «Pu», обуславливающего усиление. Вместе эти слова комбинируют значение «отмеченный или особо выделенный», в понимании народов, их использующих – «священный». Табу это нечто, принадлежащее богам, лицам так или иначе к богам приближенным, определенным местностям, словам или даже дням, оно противостоит понятию «Noa», что значит «всеобщий» или «обычный».
Таким образом, табу это термин, обозначающий сложный религиозный запрет по отношению к предметам, людям, землям, словам или частям тела, подчеркивающий их исключительный статус. Нарушение такого запрета неизменно влечет небесное проклятие и божественное наказание.
В научном понимании табу это не только религиозный запрет, но и моральная норма, всеобъемлющая система ограничений, возникающая в первобытных обществах. По мнению антропологов, такая норма обусловлена и поддерживается исключительно авторитетом религии (верой в богов, духов, фетиши, тотемы и неизбежное наказание, которое они могут осуществить). Табу держится на авторитете неких высших сил и обладает столь абсолютной властью, что заменяет в обществах определенного периода развития все то, что мы знаем как моральные нормы, законы, официальная религия и право. При этом люди, живущие по табу, часто осознают его абсурдность или бесполезность, но почитают, как веление свыше.
Табу в Полинезии
Жители многочисленных островов Полинезии, откуда и происходит термин «табу», превратили это понятие в систему норм и ограничений, «благословленных богами» и всецело пронизывающих все сферы жизни общества. Значение слова табу для полинезийцев было столь велико именно потому, что изначально, по их мнению, имело божественную природу.
Под запрет изначально попадали вещи так или иначе связанные с богами и духами – тотемы, фетиши, храмовая утварь, камни, звери, птицы в священных местах, а также некоторые растения и даже воды определенных рек. Священные предметы нельзя было осквернять – некоторые трогать, о других говорить, третьи есть.
Ученые считают, что иррациональная природа табу кроется в стремлении первобытного человека защитить то, что для него свято, создав набор ограничений, действующих во всех сферах жизни. Таким образом, религиозные запреты табу распространились на тех, кто связан с богами – вождей, начальников, жрецов. Знатные люди нашли в табу эффективный метод контролировать общество. То, чего касался вождь, становилось его собственностью. Он получал любой дом, в который он входил, предмет, который трогал. Такая система запретов распространилась и на прочую знать, которой стало невозможно под «страхом проклятия» перечить, оспаривать решения, в некоторых племенах даже не разрешено было смотреть местным «аристократам» в глаза. Неудивительно, что когда полинезийцы увидели европейцев, свободно нарушающих табу, но не наказываемых за это богами, они тоже охотно нарушили свои «обеты».
Двойственная природа табу
Некоторые табу были ограниченны по времени, длились день или год, иногда и десятилетия, они были связаны с фазами луны, положением солнца, временем года. Другие табу ограничивались требованием очищения, замаливания своих грехов или исправления ошибок. В этом отношении выявляется двойственная природа табу, которая одновременно имеет значения «священный» и «проклятый». Те, кто находился под действием табу второго рода, фактически исключались из общественной жизни, их начинали сторониться, переставали разговаривать, на них ложилась печать божественного проклятия. Собственно? они сами становились табу для других людей. Со временем от табу можно было избавиться, очистившись правильными поступками или просто переждав должный период.
В современном обществе табу – это любое запретное деяние, которое карается не методами закона, а иначе, например, общественным порицанием. Как, например, говорить плохо об умерших.