Преимущество македонского войска заключалось в построении. Его отборные воины были надёжно прикрыты копьями и щитами. Такое построение, где человек плотно примыкает к человеку, называется фалангой. Солдаты беспрекословно подчинялись приказам. Они знали, когда нужно построить оборону, когда бегом отойти на фланги, когда перейти в атаку. При наступлении строй македонян оставался сомкнутым, и в их рядах не было необученного воина.
А как обстояли дела в персидском войске? Разномастная и разноплемённая армия численностью 100 000 человек. У каждого отряда свой командир и своё вооружение. Были как хорошо вооружённые всадники и пехотинцы, так и воины, вооружённые обычными палками, обожженными на огне для прочности.
И хотя костяк персидского войска, то есть сами персы, имели хорошее вооружение, хорошими воинами назвать их было трудно. Дело в том, что некогда победоносная армия расслабилась от частых побед, и среди воинов цениться стали не боевое мастерство и смекалка, а богатые наряды и ювелирные украшения, награбленные в прежних походах. Всё это отягощало и без того огромный обоз, тащившийся за многолюдной армией.
Отличным от македонского был и порядок построения персидского войска. По древнему обычаю они выступали в поход только с восходом солнца. Труба, звучащая из царского шатра подавала сигнал к выступлению. Кусок горного хрусталя, вставленный в изображение солнца, сверкал над царской палаткой и был виден отовсюду. Огонь персы почитали священным и вечным. Поэтому его несли на серебряном алтаре впереди всего войска. Затем шли маги, исполнявшие старинный гимн. Сопровождали священный огонь одетые в пурпурные плащи юные маги. Их было ровно 365 человек – по числу дней года в персидском календаре. Дальше двигалась священная колесница Юпитера, следом за которой шёл необычайно большой белый конь, названный конём Солнца. Люди, которые вели всю эту белую конницу, были одеты в белые одежды и несли золотые хлысты. В некотором отдалении от них ехали украшенные золотыми и серебряными чеканными украшениями десять колесниц. А уже дальше двигалось само войско. Сначала двигалась конница – 12 племён. Затем шли так называемые «бессмертные».
Разнообразные награбленные при прошлых победах золотые украшения ярко блестели на солнце, стараясь привлечь взгляд к своим хозяевам. Тут были золотые ожерелья, расшитая золотом одежда и украшенные жемчугом туники с длинными рукавами. В нескольких шагах от них двигались 15 000 тех, кто назывался родственниками царя. Роскошь их чуть ли не женской одежды затмевала красоту боевых доспехов. За родственниками на богато украшенной колеснице ехал сам царь, перед которым так называемые «дорифоры» несли царские одежды. Даже среди царившей вокруг роскоши одежда царя выделялась особенно. Его голову украшала царская корона, повязанная синей тканью с белой полосой. Эту корону персы называли Кидарой. За царём следовало 10 000 копьеносцев. Все копья были из серебра с наконечниками, окованными золотом. Двести человек высшей знати составляли свиту царя. Они шли по правую и по левую стороны от колесницы. За ними шли 30 000 пехотинцев и 400 лошадей царя. Замыкало всё это шествие множество повозок и кибиток. В них ехали жена царя, мать царя и дети царя. Большое количество женщин, воспитателей и евнухов сопровождали царскую семью верхом на лошадях. Затем ехали 365 наложниц царя, одетых в роскошные одежды. На 300 верблюдах и 600 мулах везли драгоценную царскую казну, которую охраняли царские лучники. Сразу за ними ехали жёны тех, кто состоял в царской свите. Толпы обозных служащих и торговцев двигались за ними. Замыкали же это военное шествие легковооружённые отряды, в задачу которых входило не давать «войску» разбредаться.
Трудно представить, что всё это карнавальное шествие могло противостоять хорошо обученной армии Александра.