Оглавление:
В последние годы второй вариант пользуется большей популярностью. Какой бы стиль вы ни выбрали, к портрету всегда относятся определенные принципы освещения. Как на строгом, так и на неформальном портрете ключевыми факторами являются выражение лица позирующего и, в меньшей степени, то, во что он одет. Соответствующий стиль определяется назначением портрета, и это всегда необходимо обсуждать с моделью или клиентом заранее. Например, корпоративные отчеты подразумевают серьезные, строгие снимки, а для настенного портрета или журнальной иллюстрации намного уместнее будет более живой, непосредственный подход.
Главная задача фотографа при съемке портрета - сделать так, чтобы модель чувствовала себя абсолютно комфортно. Какой бы краткой ни оказалась фотосессия, в ней всегда есть элемент личных взаимоотношений. Вспомните пару шуток; при правильном отношении модель быстро станет вашим лучшим союзником в реализации творческих идей. Те, кто был свидетелем моей портретной съемки, много раз признавались, что находились под сильным впечатлением от процесса!
Лицо - главный участник визуального контакта людей. За кратчайшую долю секунды, посмотрев человеку в глаза, мы легко можем определить его настроение. Взгляд вызывает в нас целый спектр эмоций, определяя то, как мы отреагируем на человека и как будем к нему относиться. Умение предугадывать изменения выражения лица человека и «ловить» нужный момент крайне важно для фотографа.
Не существует двух одинаковых лиц. Мимолетные взгляды, улыбка, блеск в глазах при спуске затвора фиксируются почти на целую вечность. Хороший фотограф -тот, кто хорошо видит человека и понимает его.
Стиль и красота
При съемке «глянцевого» портрета ключевым фактором является освещение. Вероятнее всего, вы будете работать с профессиональной моделью, которая хорошо знакома с условиями студии и всем используемым осветительным оборудованием. Это сильно облегчит ваш труд, но вам все равно потребуется найти личный контакт с позирующим.
Когда это возможно, я заранее созваниваюсь с моделью по телефону. Это позволяет нам познакомиться, а также обсудить важные детали, в частности необходимый для съемки набор предметов одежды, или «гардероб», модели. Обычно я прошу модель не использовать или почти не использовать косметику, чтобы я мог начать работу «с чистого листа». Если на съемке не присутствует стилист, то я заранее договариваюсь с моделью о его или ее прическе. Если съемка проводится по заказу производителя косметики или средств по уходу за волосами, то я заранее предусматриваю услуги как визажиста, так и стилиста-парикмахера.
Форма лица во многом определяет оптимальный характер освещения. Выставляйте стандартную портретную схему еще до прихода модели: это даст вам время и возможность пообщаться с моделью, создавая ощущение спокойствия и комфорта. Пока это происходит, постарайтесь внимательно осмотреть его или ее лицо. Обратите внимание на мелкие дефекты кожи, форму носа, положительные и отрицательные особенности лица. Ни в коем случае не говорите об этом вслух. Что вам не нужно на съемке - это неуверенная в себе модель. Такая ситуация - верный путь к провалу, и не стоит удивляться, получив во время работы пощечину.
Визажист, арт-директор и все остальные задействованные в создании образа люди должны быть к этому моменту уже введены в курс дела. Крайне важно, чтобы ваша команда заранее понимала, какого результата нужно добиться, и работала согласованно. Следите за тем, как работает визажист, делайте аккуратные замечания и комментарии. Хороший визажист и стилист стараются вовлечь фотографа в свою работу.
Ориентируясь на свой опыт, постарайтесь понять, какие изменения нужно внести в схему освещения для наилучшего соответствия объекту съемки. Поскольку вы установили основные приборы заранее, у вас есть масса времени на то, чтобы тщательно подобрать фон, гармонично сочетающийся с цветом волос модели и ее одежды, а также переместить или добавить источники освещения, чтобы создать определенное настроение снимка. Все это можно сделать в то время, когда над моделью работает визажист. Процесс может занять пару часов и даже больше. Очевидно, что если заказчик дал вам четкие инструкции, то вам нужно привести фон и все остальное в соответствие с ними. Услуги моделей, визажистов и парикмахеров могут быть весьма недешевы, поэтому вам вряд ли захочется повторять съемку еще раз. И последний совет: всегда относитесь к модели и стилистам с уважением, обеспечивайте им самые комфортные условия, и ваши усилия обязательно окупятся.
Прическа
Одна известная косметическая компания заказала у меня съемку с участием Эмбер для рекламы новой линии красок для волос. Мне нужно было продемонстрировать глубину и богатство полутонов прически, созданной с применением этого средства. Клиенту хотелось, чтобы Эмбер «общалась» с аудиторией, привлекая внимание читателей. Снимок был предназначен для рекламных проспектов на выставках, для буклета и использования в журналах. Я договорился о съемке со своим знакомым визажистом; стилист-парикмахер был предоставлен заказчиком, а Эмбер заранее съездила в технический центр компании, где ей покрасили волосы. Таким образом, в день съемки нам потребовалось только поработать над прической и нанести макияж.
ОсвещениеКак источник рисующего освещения использовался софтбокс, стоящий спереди справа от модели. Для подсветки головы, я установил сверху и сзади источник контрового освещения с сотовой насадкой и шторками; это позволило придать волосам контрастность, подчеркнув их глубину. В 3 м слева - большой белый пластиковый отражатель, отбрасывающий свет от другого источника на левую сторону лица. Внизу перед моделью - еще один отражатель, подсвечивающий подбородок и смягчающий тени. Фон из серой бумаги освещен справа снизу источником с серебряным рефлектором на расстоянии около 1 м под углом 30°. Чтобы выражение лица на снимках было более живым, установил короткую выдержку 1/200 сек.; кратчайшая длительность импульса вспышек также помогла четко зафиксировать модель в движении. Я защитил объектив от боковых засветок (для этого можно использовать черный картон или специальные шторки).
Дети
Нет ничего правдивее призыва: «Никогда не работайте с детьми
и животными!»
На этом я мог бы и закончить раздел, но если вы располагаете терпением святого, то можете попробовать запечатлеть детскую непринужденность на фотографии: результаты могут вас очень обрадовать. Однако если вы лишены упомянутого качества, то вместо этого лучше попробовать свои силы в натюрморте.
И последний совет: пусть в студии будет минимум взрослых, в идеале - только мама, папа и фотограф. Если их больше, ребенок просто не сможет сконцентрировать внимание на съемке при бесконечном щебете мам, пап, бабушек, дедушек, тети Пэт и брата Джонни.