Оглавление:
В 1991 году случилась одна из крупнейших геополитических катастроф прошлого века – распад СССР. Он был спровоцирован комплексом причин, но, по мнению современных исследователей, не являлся неизбежным. Тот системный кризис, который привел к гибели Советского Союза, мог быть преодолен и без разрушения государства. Однако перестройка, провозглашенная как стратегия преодоления кризисных явлений, по сути дела, таковой не являлась. Она лишь усугубила имеющиеся противоречия и ускорила самоликвидацию Советского Союза.
Если описывать образование СНГ кратко, то оно представляет собой не очень длинную цепь событий, начавшуюся в конце августа и завершившуюся в декабре 1991 года:
- ГКЧП и отказ республик от подписания нового договора;
- объявление бывшими союзными республиками государственного суверенитета;
- заключение соглашения о создании СНГ (Содружества Независимых Государств).
Государственные параллели между образованием СССР и СНГ
Если сопоставлять образование СССР и образование СНГ, то в этих процессах можно обнаружить общее и отличное.Во-первых, СССР и СНГ представляют собой юридические формы сосуществования почти всех территорий и населяющих их народов, ранее входивших в состав Российской империи.
Во-вторых, то и другое образование возникло в переломные периоды истории, когда актуальным был вопрос о пути дальнейшего развития. Так было в 1920-х годах, когда завершилась фаза длительного военно-революционного кризиса, начавшегося в 1914 году, и потребовался переход к мирной жизни. Для этого нужно было обеспечить возрождение экономики, защиту национальной безопасности и решение накопившихся за годы войн и революций бытовых проблем населения. Сделать это в одиночку не представлялось возможным. Поэтому в декабре 1922 года три республики – РСФСР, УССР и ЗСФСР подписали договор, заложивший юридическую основу Советского Союза, в который затем были включены все остальные территории, за исключением польских и финских земель.
СССР к рубежу 1980-1990-х годов испытывал острый системный кризис, порожденный комплексом объективных и субъективных причин, который мог быть преодолен серьезным модернизационным рывком. Для этого необязательно было разрушать Советский Союз. Данный сценарий развития оценивался большинством исследователей как наиболее неблагоприятный и катастрофичный по своим последствиям. Если бы Союз был сохранен и прошел период мягкой, но продуманной модернизации, то многих проблем, которые сегодня переживают государства, ранее в него входившие, можно было бы избежать. Но, как известно, история не имеет сослагательного наклонения. 8 декабря 1991 года главы России, Украины и Беларуси объявили договор 1922 года денонсированным. Вместо СССР была предложена новая форма сотрудничества – СНГ.Принципиальное отличие СССР и СНГ состоит в том, что последний не является ни государственным, ни надгосударственным, как ЕС, образованием. Союз Независимых Государств – это договор, соглашение о сотрудничестве, осуществляющемся на строго добровольной основе без утраты его членами своего суверенитета. При его заключении преследовалась двойная цель:
- смягчить последствия распада единого государства;
- перевести сотрудничество между суверенными государствами, ранее бывшими союзными республиками, в новый формат.
Таким образом, распад СССР и образование СНГ – это два хронологически последовательных институциональных и исторически взаимосвязанных процесса.
Видео о распаде СССР и образовании СНГ
Функции и структура СНГ
СНГ, созданный тремя ведущими славянскими республиками, постепенно включил в себя практически все территории бывшего СССР. Это случилось почти сразу же, в декабре 1991 года. От этого шага отказались только прибалтийские государства, с самого начала связывавшие свою дальнейшую судьбу с ЕС, и Грузия. Но и она вошла в СНГ в 1993 году.
В дальнейшем состав участников менялся. Так, в 2009 году СНГ покинула Грузия, о таком же намерении в 2014 году заявила Украина, однако, соответствующее решение Верховной Радой пока окончательно не принято. В качестве наблюдателей к СНГ примкнули Афганистан и Монголия, что очень важно с геополитической точки зрения. Ядром СНГ была и остается Россия, на долю которой приходится четыре пятых ВВП региона.
Союз Независимых Государств – это многонациональная организация, базирующаяся на демократических основаниях. Она формируется на добровольной основе и уважении национального суверенитета. В ее рамках реализуются как двусторонние, так и групповые взаимодействия между странами. Своими главными целями СНГ считает:
- всестороннее сотрудничество государств, т.е. развитие политических, социально-экономических, культурных и гуманитарных взаимоотношений;
- решение вопросов оборонной политики и безопасности государств;
- развитие инфраструктуры, прежде всего, в сфере транспорта и связи;
- мирное решение возможных конфликтов.
Видео об образовании СНГ
Высшим органом организации является Совет глав стран СНГ. Жесткого регламента работы он не имеет, но согласно Уставу, собирается для обсуждения различных вопросов с установленной периодичностью. В рамках организации функционируют советы министров обороны, МВД, иностранных дел и т.д. Все решения принимаются на согласованной основе.
Важно, что СНГ представляет собой развивающуюся организацию. Если в первое десятилетие после своего создания она фактически не играла какой-либо значимой роли в межгосударственном взаимодействии, то в последние десятилетия ситуация принципиально изменилась. Это связано, с одной стороны, с преодолением острых негативных последствий ликвидации Советского Союза, с другой, необходимостью социально-экономического развития каждой из стран-членов и обеспечения их безопасности в условиях резко ухудшающейся международной ситуации. Когда остановился спад производства, стабилизировались национальные валюты, были устранены основания для возможных дезинтеграционных процессов внутри стран-участниц, то на первое место вышли проблемы модернизации экономики, развития торговли и научно-технического потенциала.
Поэтому на базе СНГ и с участием ее членов было создано несколько важных организаций и союзов:
- ОДКБ.
- ШОС.
- ЕврАзЭс.
- Таможенный союз.
Эти организации также сформированы на добровольной основе, поэтому количество и персональный состав их членов может быть различным. Туда могут входить не только страны-члены СНГ, но и иные заинтересованные стороны. К примеру, В ШОС входит Китай, который не является членом СНГ.
Каждая из этих организаций решает интеграционные проблемы в какой-либо конкретной сфере. Так, ОДКБ нацелена на сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, а ЕврАзЭс – на формирование экономических связей, развитие торговли, транспорта и т.д.
Проблемы СНГ
Интеграционный процесс, развивающийся на постсоветском пространстве, противоречив. В нем можно увидеть кооперацию и конкуренцию, сотрудничество и соперничество. Как всякая развивающаяся организация СНГ испытывает ряд проблем. Они есть в каждом из направлений сотрудничества. К примеру, в области социально-экономического взаимодействия:
- ресурсные и, прежде всего, финансовые проблемы для стимулирования инновационного типа развития своих хозяйственных систем и их интеграции в единое экономическое пространство;
- согласование позиций по вопросам беспрепятственного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы;
- совершенствование нормативно-правовой основы в сфере пенсионного обеспечения граждан стран-членов СНГ и т.д.
Важно, что национальные интересы государств редко являются диаметрально противоположными, поэтому возникающие проблемы имеют перспективу решения на компромиссной основе. Иногда их согласование затягивается, как это, к примеру, имеет место быть в рамках Таможенного союза.
Очевидно, что СНГ представляет собой оптимальную форму сотрудничества государств на постсоветском пространстве, которая обеспечивает не только внутреннюю устойчивость ее членам, но и способность коллективного противостояния разнообразным внешним вызовам.
А Вы считаете образование СНГ верным шагом в истории? Поделитесь своим мнением в комментариях.