Оглавление:
- Что представлял собой Колосс Родосский?
- Где находился Колосс Родосский?
- Загадка архитектуры Колосса Родосского
- Разрушение и попытки восстановления Колосса Родосского
- Почему не восстанавливают Колосс в наши дни?
Человеческая фантазия не имеет границ во времени и пространстве. Благолепие замысловатости формы привлекало внимание с давних лет. Предположительно в III веке до н.э. Филон Византийский, один из выдающихся математиков и механиков Древней Греции, составляет перечень чудес света. Основными аспектами отбора является привлекательность, неординарность и техническая многообразность. В классическом списке 7 чудес света Колосс Родосский занимает почетное 6-е место.
Что представлял собой Колосс Родосский?
На семи позициях Филон Византийский остановился неспроста. В греческой мифологии данное число отождествлялось со златокудрым богом Аполлоном, которой был символом превосходства, наполненности и завершенности. Эллинистической культуре свойственно чествование списков, состоящих из семерки выдающихся правителей, писателей, философов, военачальников и прочих.
Шестое чудо света – Колосс Родосский был включен в список грандиозных архитектурных творений, куда входят и висячие сады Семирамиды. Величественный монумент был воздвигнут в период 302 -280 гг. до н.э. в честь победы над врагами, и посвящен богу солнца Гелиосу. Поражающая масштабность проекта того времени известна нам по упоминаниям в исторических рукописях и в античных мифах. Как и подавляющая часть чудес, памятник не сохранилась до современных дней.Наиболее старое изображение, по которому современники могут судить, как выглядела статуя Колосса Родосского, сбереглось с 1556 года. По обобщенному восприятию, памятник можно описать в виде прямостоящей фигуры мужчины, закрепленной на громадном пьедестале. Для опоры были сооружены ступни по своей основательности превышающие самые грандиозные памятники. В вытянутой вперед руке находился факел, служащий маяком для прибывающих на остров кораблей.
Знаменитую на весь мир, воздвигнутую в Америке, статую Свободы, можно назвать интерпретаций шестого чуда света. О ней так и говорят – «американский символ» или «новый колосс». Автор памятника в 1886 году продолжил идею сооружения статуй-гигантов, заложенную еще в античном мире. Возможно, изображение Колосса Родосского подтолкнуло его к этому.
Рассматривая фото Колосса Родосского, приходит осознание величия Древней Греции. Солнечное божество по своему неповторимому размаху превосходит все другие шедевры архитектуры. Колосс Родосский запечатлен в разных вариациях. По поводу позы, а также присутствия и расположения факела нельзя судить однозначно. Но определенно, бронзовый великан должен был соответствовать канонам строительства для сбалансированности строения.
Видео о шестом чуде света - Колоссе Родосском
Где находился Колосс Родосский?
Представление о бронзовом боге формируют произведения Плиния и Филона, а также найденные исторические посвящения и надписи. В них Колосс Родосский описывается в образе атлета с венцом на голове. Его монументальность является бесспорным аргументом могущества и состоятельности греческого Родоса. Несмотря на попытки историков и археологов определить научными способами местонахождение и форму памятника, точно сказать об этом никому не удавалось. В найденных источниках нет конкретной информации, где находится Колосс Родосский, поэтому ответить четко на этот вопрос сегодня проблематично.
Остров Родос был экономически развитым торговым центром античного мира. Территориально он размещается в Малой Азии в юго-западной части, омывается Эгейским и Средиземным морями. Историки придерживаются двух гипотез местоположения памятника:
- Согласно первой, самой распространенной, монумент соорудили на берегу моря, а сам громадный великан с широко раскинутыми ногами возвышался над входом в гавань в виде арки.
- Вторая, более технически обоснованная, говорит о том, что бронзовый великан находился в самом городе возле одноименного храма богу Гелиосу и лицом был обращен в сторону моря.
Но пока это предположения, которые в будущем, может, все же удастся конкретно обосновать.
Загадка архитектуры Колосса Родосского
С точки зрения архитектуры гигант обладал неустойчивой конструкцией. Воздвигнут он был скульптором Хадесом, учеником Лисиппа. Историки склоняются к сведениям того же Филона Византийского. Однако есть подозрения, что под его именем творил деятель, рожденный в более позднее время.
В этом трактате описывается сложный технологический процесс отливки бронзы. Он предусматривал сплошную поэтапную отливку, производимую слой за слоем, которую на практике воспроизвести в принципе невозможно. Сомнения возникают еще и потому, что такой метод не соответствует известным технологиям по работе с этим металлом в античном мире.Изученные бронзовые формы того времени сооружались из отдельных составляющих, с последующей сборкой в единое целое. Данная технология позволяет собирать литейные формы поэтапно, в случае несоответствия производить их замену, проецировать готовую модель. При отливке бронзой цельной конструкции существует вероятность, что конечный результат не будет достигнут, и о качестве можно говорить только после проведения всех работ.
Несмотря на все инженерные невозможности, греческим мастерам удалось сотворить шестое чудо. Высота колосса родосского была от 30 до 36 метров. При разрозненности исторических фактов все же можно судить о том, из чего сделан Колосс Родосский: предположительно, 8 тонн железа и 13 тонн бронзы ушло на гиганта. Три массивных пилона служили опорой изваянию. В зоне плеч статуи опоры скреплялись железными балками, которые обеспечивали устойчивость конструкции. При строительстве делали земляные насыпи, которые с ростом изваяния увеличивались. По завершении их разровняли. Монумент получился полым внутри, засыпанные камни и глина должны были добавить надежности конструкции. 12 лет ушло на воздвижение памятника богатству и могуществу острова Родоса, но просуществовала он недолго.
Разрушение и попытки восстановления Колосса Родосского
Родос для врагов – лакомый кусок. После победы над очередным завоевателем Деметрием Полиоркетом, жители острова благодарили своего главного покровителя Гелиоса, бога Солнца. Они прининяли решение потратить военную добычу на создание величественной статуи.
Ориентировочно через полвека Родос подвергся сильнейшему землетрясению. Разрушение гиганта началось с ног, и Колосс Родосский – 6-е чудо света – рухнул в море, где затем пролежал много времени. Бытует фраза «колосс на глиняных ногах», она принадлежит родосцам, и означает величественность снаружи, слабость изнутри.
По легенде бог Солнца не разрешил восстанавливать статую, но попытки все же предпринимались. Мастера, присланные египетским царем, не смогли поднять двойника бога с колен. Родосцы смирились с проведением и не пытались реконструировать сооружение.Сохранилась историческая заметка о том, как в I веке н.э. Плинний Старший описывал неудачные попытки гостей острова обхватить палец памятника.
До 1000 лет элементы статуи лежали на земле и в воде. Обрастая паутиной, растениями и мифами, Колосс подвергся дальнейшей еще печальней участи. Во времена хозяйствования арабов на территории острова приблизительно в 977 году до н.э., ниспровергнутого Гелиоса распиливают и отправляют на переплавку. Тонны железа и бронзы оказываются в плавильных печах.
Но предприимчивому арабскому купцу досталось не все. Останки бронзового гиганта удавалось находить на дне моря. Самой удачной находкой считается кисть одной из рук, найденная исследователями.
Почему не восстанавливают Колосс в наши дни?
Что таят в себе семь чудес света и Колосс Родосский в частности:
- наполненность содержания, а не гигантоманию;
- красоту и величие архитектурного наследия;
- неотъемлемую связь прошлого и будущего.
Не только «символ свободы и демократии Америки» – Статуя Свободы, является напоминаем о Колоссе Родосском. В 2004 году проводили даже конкурс, тематикой которого было воспроизведение и усовершенствование памятника истории. По масштабности проект планировал превысить монументальность символа США. Однако идеи так и остались в планах.
Видео о статуе Колосса Родосского
Существует миф: когда после злополучного землетрясения бронзовый великан был восстановлен, произошла следующая подземная буря, расколовшая его на части. Складывается впечатление, что овеянные легендой творения человеческих рук, памятники искусства древности, не стоит воссоздавать. Пронесенное через тысячелетие табу на «поднятие с колен» Колосса Родосского, показывает нам, что громадные формы есть символом человеческой гордыни и тщеславия.
А Вас впечатляет Колосс Родосский, как 6-е чудо света? Поделитесь своим мнением в комментариях.