Красота звездного неба, в ясную, безлунную ночь, множество раз красочно описана поэтами и прозаиками, современниками нашими и древними. Да и кто, подолгу разглядывая это сказочное великолепие, не задавался вопросом: одни ли мы во вселенной? И вглядываясь в мириады этих светлых точек на темно-синем, почти черном небосводе, редко кто сможет удержать бьющую неудержимым фонтаном фантазию о контактах, научных достижениях и межзвездных странствиях. Да к тому же писатели-фантасты наперебой предлагают самые невероятные сценарии развития событий. Так какие же вы, братья по разуму? Когда же мы с вами увидимся? Когда же, наконец, установим контакт?
На этом предлагаю немного приостановить буйство фантазии и подойти к вопросу срока установления контакта с внеземным разумом с чисто логической, немного прагматичной точки зрения. Тем более что каких-то специальных знаний для этого не потребуется, и, на мой взгляд, вполне достаточно знаний курса средней школы. Итак, начнем….
А начнем с того, что наша родная планета, на протяжении всей своей жизни, непрерывно бомбардируется метеоритами самых разных размеров. Прилетают к нам они как из нашей, Солнечной звездной системы, так и из дальних глубин космоса. Самый тщательный химический анализ состава официально зарегистрированных космических объектов, упавших на нашу Землю, никаких химических элементов, не известных современной науке, не выявил. Это и позволяет сделать вывод, что вся вселенная состоит из тех же химических элементов, свойства которых в достаточной степени изучены и описаны. А систематизированы они еще всем известным со школьной скамьи Дмитрием Ивановичем Менделеевым.
Для следующего вывода предлагаю принять определение, известное из курса биологии средней школы. Звучит оно так: «Жизнь – есть способ существования белковых тел». Определение конечно в достаточной мере спорное, но в любом случае существование жизни, а тем более разумной жизни, предполагает существование механизмов воспроизведения потомства и механизма наследственности. Функционирование этих механизмов возможно только при участии молекул РНК (рибонуклеиновая кислота) и ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) в каком-либо виде. Как известно, эти молекулы представляют собой очень длинные углеродные цепи. Именно углеродные, так как из всех известных химических элементов только углерод способен образовывать цепи длины необходимой для образования молекул ДНК и РНК. Кроме углерода может образовывать цепи только кремний, но при значительных давлениях и температурах. И даже при таких условиях длины кремниевых цепей не достаточны для образования молекул РНК и ДНК. Отсюда вывод: жизнь во вселенной возможна только на основе углеродных РНК, ДНК и белка. Что, кстати, подтверждается исследованиями останков вирусов и бактерий на космических телах упавших на землю.
Таким образом, для существования жизни, которая возможна, как мы определились только на основе углерода, предъявляются, в общем-то, жесткие требования к условиям окружающей среды. Это и отсутствие жестких радиоактивных излучений, и наличие в химическом составе атмосферы определенного процента кислорода, и изменения температуры в строго ограниченных пределах (как известно белок разрушается при температуре +420С), и интервал давлений, и величина силы тяжести, и т.д. Значит, существование жизни на какой-то планете возможно только в случае, когда условия среды на ней максимально приближены к земным. Другими словами, жизнь, в том числе и разумная, возможна только на планетах, как их называют, земной группы.
Космические тела, планеты, светила, звездные системы, как и живые организмы, имеют свой жизненный цикл. Они рождаются, развиваются, по своим, конечно же, законам, и умирают. Только вот жизненный цикл космических тел измеряется сотнями миллиардов лет. На мой взгляд, логично предположить, что в процессе эволюции планет земной группы, на них, в определенный исторический момент их развития, рождается жизнь, а затем и разумная жизнь.
И вот теперь, проведем мысленный эксперимент. Предположим, что имеются две планеты, земной группы, в двух звездных системах, отстоящих друг от друга достаточно недалеко, несколько световых лет. В определенный момент, для каждой из планет естественно свой, на них зарождается жизнь, и затем разумная жизнь. Но на планете «А» жизнь зарождается раньше, чем на планете «Б», пусть на двести лет. Согласитесь, двести лет сущее, бесконечно малое мгновение в периоде жизни планеты, и вероятность такого стечения обстоятельств практически равна нулю. Но условия оговорены и продолжим эксперимент. Для ясности понимания, предположим, что планета «А» - это мы, Земляне. Для осуществления контакта, как минимум, необходимо знать о существовании цивилизации на планете «Б». А как об этом узнать? На планете «Б» 1812 год. Ни радио, ни тем более телевидения нет, не говоря об остальных достижениях. Рассмотреть что-либо в телескоп мешает атмосфера планеты. То есть они о нас точно никак не смогут узнать. Да и мы их, имея в своем распоряжении последние достижения науки и техники, вряд ли сможем обнаружить. В телескоп, даже если он расположен на орбите, много не увидишь. Остается, на нашем этапе развития цивилизации, только перелет. Но и его мы пока выполнить не в силах. Остается ждать, когда обнаружат нас и быстрее развивать науку и технику, готовясь к перелету и долгожданному контакту.
А если старше цивилизация на планете «Б»? Да не на те практически невероятные двести лет, а на более вероятные 10 – 20 тысяч лет, а может и значительно больше? О каком контакте может идти речь? Разрыв в уровне развития цивилизаций, скорее всего, будет значительно больше, чем между человечеством и муравьями. А контакт ведь предполагает взаимовыгодный обмен достижениями науки и техники. С муравейником тоже можно установить контакт. Но поймут ли муравьи, и какой-то отдельно взятый муравей? И здесь возникает самый главный вопрос: а зачем людям (читай цивилизации с планеты «Б») контакт с муравьями (читай цивилизации с планеты «А», то есть с нами Землянами)?
На современном этапе развития нашей цивилизации контакт с более развитой цивилизацией возможен, только если они переместятся к нам, на нашу, пока такую беззащитную, Землю. Согласитесь, ценность информации, полученной посредством радиосвязи, когда ответ на заданный вопрос придется ждать в течение 10-20 лет, практически равен нулю. Другой вид связи, более быстрый, нам пока не известен. А на преодоление радиоволной расстояния в несколько световых лет туда и обратно нужно время. Вот и остается только непосредственный контакт.
НО! Любые перемещения, тем более на такие расстояния, требуют определенных затрат. Прежде всего, времени. А также средств и энергии. И по меркам уровня нашей цивилизации – колоссальных затрат. А затраты должны иметь какую-то достаточно определенную цель. Ибо случаи альтруизма, особенно при больших затратах, крайне редки. Так какие же цели может преследовать древняя, по сравнению с нашей, и, несомненно, значительно развитая, цивилизация, осуществляя перемещение на Землю? Логически рассуждая, их может быть три.
Во-первых, это научный интерес. Например, выяснить влияние массового производства микроволновых печей на социальное расслоение общества аборигенов среднего течения Амазонки. Или ученые дяди со степенями сунут в муравейник жука с научной целью, и ждут реакции муравьев. Муравьи, конечно, бегают, суетятся, жизнь готовы отдать за родную кучу, а жук слезет с кучи и поползет себе дальше, ни кого не тронув. (Ситуация исчерпывающе освещена в произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Жук в муравейнике»).
Во-вторых, это потребность в полезных ископаемых. Пусть даже и неизвестных, пока, нашей цивилизации.
И, наконец, в-третьих – потребность в территории. Кстати, опыт международных отношений говорит о том, что, имея современное оружие, вступать в какой бы то ни было контакт для этого совсем не обязательно.
Возможен, конечно, и вариант односторонней передачи накопленных знаний, с целью подтянуть уровень нашей цивилизации до уровня хотя бы отдаленно напоминающего их. Однако, рассматривать ситуацию обучения муравьев технологии разработки, сборки и эксплуатации все той же микроволновой печи, мягко говоря, нецелесообразно.
Таким образом, анализируя все цели посещения нашей планеты представителями иных цивилизаций, можно сделать однозначный вывод: не то чтобы вступать в официальный контакт, даже, просто обнаруживать себя, крайне нецелесообразно. А, имея в своем арсенале достижения науки и техники, намного опережающие наши, земные, сделать это достаточно легко. Даже технические просчеты и аварии очень просто маскируются либо под явления, не до конца еще изведанной природы, либо как явления Бога.
Анализируя выкладки настоящей статьи, с претензией на логические, внимательный читатель, мне кажется, уже и сам готов ответить на вопрос, поставленный в ее названии.