Известный французский живописец Эжен Анри Поль Гоген, один из виднейших постимпрессионистов, современник и друг Винсента Ван Гога, осенью 1889 года в Понт-Авене (Бретань) заканчивает картину, которой суждено стать одной из центральных работ символизма в живописи. Картина получает название «Желтый Христос».
Как несложно догадаться, исходя из названия, на картине изображен Иисус Христос, распятый на кресте. Но особенность картины в том, что Христос ярко-желтого цвета и изображен на фоне осеннего бретонского пейзажа, прототипом которого послужили хорошо известные Гогену окрестности Понт-Авена, и трех женщин в одежде, типичной для бретонских крестьянок конца XIX века.
Несмотря на первое впечатление от увиденного, картина «Желтый Христос» не имеет прямого отношения к религиозной тематике, столь часто поднимаемой живописцами в своих работах. Примечательно то, что фигура Спасителя - это точная копия деревянного распятия XVII века из часовни Тремало в Понт-Авене, а лицом Христа послужило лицо самого художника, как своеобразный автопортрет. Бретонские крестьянки символизируют трех Марий, присутствие которых характерно для всех картин, отражающих данный библейский сюжет.
Такое настроение художника приходится на довольно тяжелый период его творческой деятельности: в 1889 году картины Поля Гогена в Париже потеряли всякий спрос, а это известие стало для художника более чем мучительным. Если вглядеться в лицо Христа на картине, вдуматься в общий набор символов, одним из которых, безусловно, является атмосфера безмятежности, обыденности и спокойствия, то диссонанс между этими составляющими сложно будет не заметить. На лице очень ясно отражена разочарованность, граничащая с апатией, агония, переходящая рубеж равнодушия, ярко контрастирующая со спокойными лицами крестьянок и крестьянином, занимающимся своими делами на заднем плане.
«Великие люди должны ощущать на этом свете великую грусть» - писал Федор Михайлович Достоевский, и эта фраза уместна в применении к этой картине, наверное, как к никакой другой.