Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ) славится тем, что именно здесь началось производство фарфора. Он стал первым в России. И уже спустя достаточно короткое время он завоевал третье место в Европе. Ученый Д.И. Виноградов разработал состав фарфора еще при Елизавете. Он был ничем ни хуже по качеству китайского фарфора.
Фарфор - это материал белого цвета, достаточно стойкий, просвечивающийся в тонком слое. Сырье получают из каолина или беложгущихся глин, кварца и полевого шпата. Процесс производства фарфора очень трудоемкий, состоит из многочисленных этапов и занимает достаточно много времени. Фарфор существует двух видов: твердый и мягкий. Мягкий фарфор с добавлением костяной золы крупного рогатого скота, что придает ему высокую белизну и просвечиваемость. Но его механическая и термическая стойкость при этом ниже, чем у твердого.
Изделия из фарфора декорируют подглазурной и надглазурной росписью. Это можно делать с помощью специальных приспособлений, а также вручную. Выделяют виды рисунков различной степени сложности, применяемые для декоративного глазурирования. Ассортимент фарфоровых изделий достаточно разнообразен. Это посуда (столовые принадлежности, сервизы, наборы, гарнитуры), скульптуры (фигурки, статуэтки), предметы интерьера (вазы, сувенирная продукция).
Ценность фарфора зависит от его характеристик: форма и размер посуды, просвечиваемость, белизна, сложность и характер декора. Но главным критерием является - художественная ценность изделия. Когда хороший фарфор сравнивают с яичной скорлупой, имеют в виду не его хрупкость. А свойство, пропуская воздух, не пропускать воду. Изделия выпускаются двух сортов. Первый сорт маркируют красной краской, второй - синей или зеленой. Маркировка наносится на центр дна каждого изделия. Среди коллекционеров попадаются предметы с маркировками, выполненными в тесте. Скульптор отмечал свои произведения прописной буквой в тесте от руки. Возможно, такое изделие - не очередной производственный повтор. Это может быть авторская работа, сделанная самим автором. Это делает этот предмет еще более ценным.