Технология HDR (High Dynamic Range - большой динамический диапазон) позволяет получать изображения, гораздо более близкие к жизни, но она же может и унести нас в мир фантазии.
Во многих ситуациях мы можем видеть крайние состояния освещения в светах и тенях намного лучше, чем их может представить камера. Часто фотограф вынужден выбирать экспозицию по теням, оставляя света пересвеченными или, наоборот, экспонировать по светам, а тени становятся при этом просто черными.
Диапазон яркостей, который мы можем зафиксировать камерой, называется динамическим диапазоном, и, к сожалению, он для средних DSLR и компактных камер не охватывает того, что может видеть глаз человека. В стандартном JPG-изображении можно ожидать разрешения деталей в светах и тенях в диапазоне 5-6 ступеней. Глаз же человека имеет динамический диапазон около 20 ступеней. Поэтому мы часто бываем разочарованы, когда снимаем прекрасный пейзаж, который очень хорошо выглядит в реальности, но камера не может этого передать, и оказывается пересвеченным небо или «проваленным» передний план.
Можно преодолеть избыточный контраст сжатием диапазона яркостей в скромный динамический диапазон файлов JPG. Популярным средством сделать это в полевых условиях являются нейтральные градиентные фильтры, которые позволяют притемнить наиболее яркие участки кадра. В программах Adobe Camera Raw и Lightroom имеются и цифровые эквиваленты градиентных фильтров. Но вне зависимости оттого, реальные эти фильтры или виртуальные, они страдают одним и тем же недостатком: что делать, если граница между светлым и темным не ровная прямая линия горизонта?
Расположить градиентный фильтр при другой форме границы сложно, можно затемнить участки, для которых это не нужно, или оставить слишком светлым то, что нужно сделать темнее. К счастью, цифровое редактирование имеет и другое решение - применение технологии HDR.
Преодоление излишнего контраста
Cлева направо: Здесь градиентный фильтр не может быть применен, но технология HDR оказывается очень уместной. При съемке без фильтра (слева) небо оказалось без деталей, а его применение (в центре) также затемнило и прыгающих мальчиков. Применение HDR (справа) позволило избежать проблемы, обеспечив детали на небе и сохранив героев снимка яркими и четкими.
Новый подход состоит в преодолении излишнего контраста вместо попыток подавления яркости в отдельных участках кадра. Он позволяет фотографу фиксировать полную информацию сцены за счет съемки нескольких кадров одной сцены с одной и той же точки, но с разной экспозицией. Они потом переносятся в компьютер, где соединяются с учетом яркостной информации всех кадров. Наконец, в процессе, называемом преобразованием диапазона яркостей, большой динамический диапазон сжимается в гораздо меньший, который мы уже можем видеть на обычных мониторах и отпечатках.
Применений технологии HDR много, и они различны. Она популярна у пейзажистов, фотографов архитектуры и интерьеров, где необходимо передать все детали изображений. Преобразование диапазона яркостей может часто давать побочный эффект, увеличивая локальный контраст, вследствие которого детали излишне подчеркиваются, а цвета становятся яркими и перенасыщенными. Это привело к разделению фотографов на тех, кто утрированным применением этой технологии доводит изображения до почти комического эффекта, другие же стремятся к более естественному виду и восприятию фотографий.